Опубликована резолюция 12-го ежегодного Съезда Лизинговой Отрасли России

31 мая 2023

РЕЗОЛЮЦИЯ
12-го ЕЖЕГОДНОГО СЪЕЗДА ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ[1]
25-26 мая 2023 г.


Мы, участники Съезда отмечаем, что:

  1. Лизинговая отрасль, также, как и вся страна, в течение недавнего прошлого и текущего периодов столкнулась с существенными изменениями условий работы: изменение маршрутов поставок, условий фондирования, логистических цепочек и др. Из-за разрыва логистических цепочек и ухода из России крупных производителей лизинговая отрасль также столкнулась с нехваткой оборудования и техники и ростом ее стоимости. Лизингодатели продолжают перестраивать логистические цепочки поставок, организуют новые схемы взаимодействия с поставщиками оборудования и комплектующих, выходят на новых производителей. В рамках работы по замещению ушедших из РФ брендов лизинговые компании, наряду с обращением к технике, поступившей по каналам параллельного импорта, налаживают взаимоотношения с производителями и поставщиками как из России, так и из дружественных стран.

  2. Лизинговый рынок в настоящее время подвержен изменениям, более динамичным по сравнению с пережитыми в кризисные период прошлых лет. По данным Эксперт РА по итогам 2022 года портфель лизинговой отрасли вырос на 5% и достиг цифры в 6,8 трлн. рублей. Массового ухудшения финансовой дисциплины лизингополучателей не отмечается. При этом объем нового бизнеса по итогам 2022 года сократился на 13%. Если посмотреть на показатели ежегодной динамики, объем нового бизнеса растет из года в год, а падение обусловлено скорее взрывным ростом объемов 2021 года, вызванного отложенным спросом пандемийного 2020 года. Таким образом, можно утверждать, что лизинговый рынок устойчиво сформирован, постоянно развивается и показал свой потенциал. По данным Федресурса сегодня в отрасли работает около 600 лизинговых компаний с портфелем из более чем 790 тысяч договоров, в соответствии с которыми более 1,6 млн. предметов лизинга передано более чем 230 тыс. клиентов.

  3. Важной задачей рынка является обеспечение и обновление средств производства и наращивание количества предметов лизинга в стране как компаний крупного, так и малого и среднего бизнеса. Популяризация лизинга как прогрессивного инструмента инвестиционной деятельности и, как следствие, рост количества предметов лизинга, переданных предприятиям в различных отраслях экономики в стране с постоянной поддержкой российских производителей.


***

I. Реформа лизинговой отрасли

10 апреля 2023 г. Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку, несмотря на правовую позицию Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, представленную в соответствующем отзыве на законопроект от 19 октября 2022 г., об утрате актуальности принятия «реформенного» законопроекта и нецелесообразности дальнейшей работы над ним, было принято решение о продолжении работы над проектом федерального закона № 586986-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности специальных субъектов лизинговой деятельности», при этом разногласия с Евразийской экономической комиссией так и остались неразрешенными, а принципиальный формат регулирования, который мог учитывать интересы всех заинтересованных субъектов лизинговой деятельности, находится в стадии поиска. В то же время лизинговое сообщество всецело готово и заинтересовано в обсуждении целей, способов и необходимости регулирования, направленных на развитие лизинговой отрасли, которая располагает всем потенциалом для того, чтобы стать локомотивом экономического роста государства.

Предлагаем:

  1. Определить Минэкономразвития России уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере лизинговой деятельности, а также функции по координации вопросов кадрового обеспечения лизинговой отрасли в условиях действия Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647.

II. Возвратный лизинг для физических лиц

До настоящего времени не решен вопрос злоупотреблений с возвратным лизингом автотранспорта и недвижимости для физических лиц, как это было указано в соответствующем поручении Президента Российской Федерации от 20.06 2019 г. У практикующих подобный «псевдо-лизинг» компаний существует свой отдельный рынок, близкий к микрофинансированию и ломбардной деятельности, а также своя ассоциация. Такие компании не входят ни в Объединенную Лизинговую Ассоциацию (ОЛА), ни в НП «Лизинговый Союз». Кроме того, они не участвуют в передаче результатов своей деятельности в рамках аналитической отчетности кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА». У сформированной лизинговой отрасли отсутствует информация о схожей полезной деятельности таких компаний.

Предлагаем:

  1. Поддержать введение Росфинмониторингом дополнительных нормативов по контролю и надзору за компаниями, осуществляющими сделки возвратного лизинга с физическими лицами, в том числе введения дополнительных требований к компаниям, осуществляющими такие операции либо их полный запрет в целях защиты прав потребителей и недопущения их равного восприятия с добросовестными лизинговыми компаниями.

III. Введение новых правил учета ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды»

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» вступил в действие в январе 2022 года. ОЛА приложила много усилий, чтобы подготовить лизинговую отрасль к переходу на ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», а также оказать методическую поддержку как лизинговым компаниям, так и лизингополучателям. Так, в рамках ОЛА создан единственный в стране методологический центр, специализирующийся на тематике «Аренда». В настоящий момент по ФСБУ 25/2018 разработаны 2 инструктивных материала и 6 рекомендаций. В продолжение разработки регламентов, ОЛА проводит информационные вебинары для слушателей — за прошедшее время в 6 вебинарах участвовали 17400 лизингополучателей по всей стране. С марта 2023 года все рекомендации, разработанные в рамках направления ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», размещены в правовой системе КонсультантПлюс.

С 1 января 2023 года лизинговые компании отчитываются по новым правилам ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», соответствующим МСФО. Их отчетность стала единообразной и доступной для анализа, что дает дополнительный инструмент для мониторинга (изучения) состояния лизингового рынка со стороны государственных органов.

Предлагаем:

  1. Продолжить работу ОЛА по созданию рекомендаций ведения бухгалтерского учета по правилам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
  2. Продолжить популяризацию деятельности ОЛА среди лизингополучателей в виде проведения ознакомительных вебинаров.
  3. Предлагать заинтересованным сторонам использовать отчетность по ФСБУ «Аренда» для анализа лизингового рынка.

IV. ЭПТС/ЭПСМ/ЭДО

ОЛА многократно обращалась в ГУОБДД, Минцифры России по вопросам реализации сервиса ГРТС на Госуслугах с описанием проблемы в части возникающей ошибки при выгрузке перечня транспортных средств, с просьбой о реализации загрузки по API, подписания договора-купли-продажи с помощью ЭДО и другим связанным вопросам. До настоящего времени данные вопросы не решены: ОЛА информируют, что они в работе, но срок их решения постоянно сдвигается.

По вопросам ЭПСМ ведется постоянный диалог с Минпромторгом России, АО «Электронный паспорт», проводятся разъяснительные встречи и информационные вебинары.

Предлагаем:

  1. Продолжить работу с Минцифры РФ и ГИБДД МВД РФ по вопросам реализации сервиса на сайте госуслуг «Государственный реестр ТС».
  2. Инициировать изменения в Постановление Правительства РФ № 1212 (и связанные по тематике нормативные акты) по использованию ЭПТС/ЭПСМ:
    - в части расширения количества полей в выписке ЭПСМ;
    - обязанности внесения в систему ЭПТС данных о каждом покупателе-профессиональном продавце ТС до первой регистрации ТС в ГИБДД, создание механизма открытия этих данных для покупателей ТС;
    - учета записи о лизингодателе и лизинге в ЭПТС при совершении регистрационных действий в ГИБДД (в целях предотвращения мошенничеств на стадии до регистрации ТС в ГИБДД).
  3. Поддержать деятельность ОЛА по взаимодействию с Минцифры России и ГИБДД / Гостехнадзора относительно организации процессов возможности подписания документов квалифицированной электронной подписью с помощью государственной информационной системы Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds.


V. Отчетность лизинговых компаний в БКИ

С учетом Письма Банка России от 06.05.2022 N ИН-03-46/63 "О продлении периода неприменения Банком России мер к источникам формирования кредитных историй, пользователям кредитных историй и бюро кредитных историй" лизинговые компании получили отсрочку для передачи отчетности в БКИ до 01.01.2024, в связи с чем в течение 2023 проводится фундаментальная подготовительная работа для старта передачи данных. ОЛА ведет активную регулярную работу в целях обеспечения готовности лизинговых компаний к передаче отчетности в БКИ. ОЛА разработала методику «Передача в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями сведений о размере обязательств, задолженности и платежах по договорам лизинга» (версия 1.0)». С марта 2023 она размещена на правовой площадке Консультант Плюс. Обеспечено максимально широкое информирование специалистов различных направлений деятельности о необходимости, причинах, нормативных сроках, регуляторных требованиях, проблемах и путей их решения при реализации передачи отчетности в БКИ.

Организованы выступления на массовых мероприятиях ОЛА: конференциях, круглых столах, съездах. Была снята большая часть методологических вопросов, возникающих при реализации процесса передачи данных в БКИ. Проводились встречи с участием представителей БКИ.

ОЛА благодарит Банк России за плодотворное конструктивное взаимодействие. Так, формировались и были отправлены 5 писем в Банк России с вопросами и предложениями по порядку формирования и передачи в БКИ кредитных историй. Всего получено ответов на 19 вопросов; со стороны Банка России положительно оценено 6 предложений. Важным решением Банка России было продление срока неприменения санкций за непередачу отчетности в БКИ лизинговыми компаниями до 31.12.2023. Данный результат был достигнут в том числе благодаря совместной работе с ОЛА, которая составила и направила в ЦБ мотивированное обращение, а также статистические материалы, подтверждающие целесообразность продления срока. ОЛА благодарит за плодотворное сотрудничество Департамент управления данными Банка России, без активной реакции которого работа не была бы такой результативной.

Предлагаем:

  1. Продолжить работу ОЛА в плановом порядке по содействию лизинговым компаниям в части направления отчетности в БКИ.
  2. Продолжить актуализацию методики передачи отчетности в Банк России, разработанной ОЛА.


VI. Субсидирование

ОЛА проводит постоянный диалог и взаимодействует с органами государственной власти по вопросам субсидирования, проводятся разъяснительные встречи и информационные вебинары. В особом фокусе находятся программы, реализуемые Минпромторгом России через российские лизинговые компании в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 811 от 04.05.2022 N 811 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным на цели реализации инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ № 649 от 29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" как самые массовые программы субсидирования на лизинговом рынке. ОЛА многократно обращала внимание и отправляла предложения в Минпромторг России по ключевой проблематике: необходимости исключения ограничивающих критериев по отбору участников в Программе (единый по Минпромторгу России, а не разным по подразделениям), пересмотр механизма распределения субсидии между компаниями, прошедшими отбор.

Предлагаем:

  1. Продолжить последовательную работу, чтобы обеспечить квалифицированное и компетентное обсуждение государственных программ субсидирования с привлечением участников отрасли, для повышения эффективности данных программ.
  2. Продолжить работу над максимизацией количества компаний, имеющих доступ к программам, что повышает конкуренцию среди участников программ и   эффективность использования бюджетных средств.
  3. Модернизировать формат работы отрасли с Минпромторгом РФ в части организации и трансляции правил и критериев оценки эффективности субсидий, таким образом, чтобы целевые показатели и критерии формулировались и доводились в адрес будущих отраслевых участников предварительно и заблаговременно, создавая возможность ответственного и обоснованного принятия решения участника.
  4. Продолжить работу над принятием законодательной инициативы в НК РФ по установлению ставки НДС в размере 0 % для договоров лизинга судов, что позволит увеличить финансирование и стимулирование развития судостроительных проектов, а также расширить возможности судовладельцев при выборе инструментов для модернизации и наращивания своего флота в условиях санкционного давления. Предлагаемая мера позволит увеличить количество судов, регистрируемых в РМРС, в том числе иностранного производства, что в свою очередь увеличит поступления в бюджет за счет налогов, а также взносов в РМРС.
  5. Продолжить настаивать на выделения финансирования и запуск программы по ПП №1920 (МСП)


VII. ФССП

ОЛА неоднократно обращалась в ФССП и адресовала Минюсту России вопрос по одной из значимых проблем для Лизингодателей - установление судебными приставами-исполнителями ограничительных мер (запрет на регистрационный учет, арест) в отношении имущества Лизингодателя по долгам Лизингополучателя, а также многоступенчатого и длительного процесса снятия таких ограничений.

Предлагаем:

  1. Продолжить работу по возможности подготовки ФССП ведомственного разъяснения для служебного пользования судебными приставами-исполнителями в отношении введения упрощенного/ускоренного внесудебного порядка снятия ограничительных мер, наложенных на имущество лизингодателей по исполнительным производствам, возбужденным в отношении третьих лиц, при предъявлении лизинговыми компаниями судебным приставам-исполнителям документов по лизинговой сделке.

VIII. Сальдо убытков сторон при досрочном расторжении договора лизинга

ОЛА отмечает тренд судебно-арбитражной практики, когда на основе обзора Президиума ВС РФ судебной практики по спорам, связанным с договором лизинга, которые неукоснительно применяются нижестоящими судами при рассмотрении дел, формируется практика, более жесткая, чем закон. Таким образом, на сегодняшний день, правоприменение практически полностью исключило из регулирования отношений, возникающих из договора лизинга, основополагающие нормы о праве собственности и договорах аренды, создав, правовой вакуум, который заполняется в каждом конкретном споре произвольными усмотрениями различных судей. Такое избирательное регулирование, во-первых, непоследовательно, а во-вторых, непрогнозируемо. Фактически, лизингодатели и лизингополучатели, заключая договор лизинга, не имеют никакой уверенности в том, как будут применены положения их договоров при разрешении споров между ними, а также в том, какая именно концепция будет применяться для разрешения спора. Очевидно, что сложившаяся ситуация весьма благоприятна для злоупотреблений. Текущая ситуация во многом обусловлена отсутствием законодательно установленного порядка расчета убытков сторон при досрочном расторжении договора лизинга (по различным основаниям), учитывающего интересы сторон и препятствующего недобросовестному поведению какой-либо стороны. Выработка подходов к расчету убытков – один из самых актуальных вопросов, возникающих при осуществлении лизинговой деятельности. Об этом не раз говорилось и на отраслевых мероприятиях, и в письмах и отзывах отдельных лизинговых компаний.

Предлагаем:

  1. Провести работу над внесением изменений в Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». При регулировании лизинговых отношений, закрепленных в Гражданском кодексе РФ, положения о праве собственности в договорах аренды должны предусматривать в требованиях к расчету сторон необходимость обеспечения минимальных издержек добросовестного лизингодателя при досрочном расторжении договора лизинга, а следовательно, при возврате и дальнейшей реализации предмета лизинга (в целях поддержания минимально возможной стоимости лизинговых услуг), обеспечения минимума требований к лизингодателю по доказыванию им своей добросовестности в случае если стороной, нарушившей договорные отношения, которые привели досрочному расторжению, является Лизингополучатель.


IX. Противолегализационные меры

ОЛА ведет постоянный диалог по вопросам исполнения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В 2023 году согласно подготовленному Росфинмониторингом Отчету о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств, и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний, уровень рисков лизинговой отрасли оценен как умеренный. По мнению ОЛА это является практическим подтверждением не только законопослушности лизинговых компаний, но и их восприимчивости к практической реализации противолегализационных задач при осуществлении лизинговой деятельности.

Отмеченная в отчете ситуация с возвратным лизингом с вовлечением физических лиц также вызывает озабоченность лизинговых компаний, поскольку для лизингополучателя (физического лица) возрастает возможность утраты имущества. Цели таких операций более схожи с микрофинансовыми или ломбардными сделками. У практикующих возвратный лизинг для физических лиц квази-лизинговых компаний существует свой отдельный рынок, близкий к микрофинансированию и ломбардной деятельности, а также своя Ассоциация.

Предлагаем:

  1. Продолжить взаимодействие c Росфинмониторингом в целях информирования регулятора о действующих практических подходах в ведении бизнеса лизинговыми компаниями и встречного информирования лизингового сообщества о законодательных инициативах ПОД/ФТ, оперативного обсуждения возникших вопросов в части правоприменительной практики и развития нормативной базы в области ПОД/ФТ.
  2. Поддерживаем необходимость введения дополнительных нормативов по контролю и надзору за компаниями, осуществляющими сделки возвратного лизинга с физическими лицами, в том числе введения дополнительных требований к компаниям, осуществляющим такие операции (альтернативно - их полный запрет в целях защиты прав потребителей и недопущения их равного восприятия с добросовестными лизинговыми компаниями).


X. Формирование общих практик и обмен информацией и опытом

В ОЛА созданы площадки для обсуждения отдельных тем, по которым сближение взглядов участников лизингового сообщества, обмена опытом и практиками положительно влияют на восприятие лизинга субъектами предпринимательства и развитие лизинговой отрасли в целом.

Предлагаем продолжить работу и взаимодействие в ОЛА в следующих темах:

1) формирование единого информационного поля внутри ОЛА;
2) формирование единых подходов, обмен практикой организации систем риск-менеджмента и противодействия мошенничеству, в том числе создание отраслевых информационных баз на собственных платформах или альтернативных (БКИ и т. д.);
3) формирование единых подходов, обмен практикой по организации систем внутреннего контроля, внутреннего аудита, комплаенс-культуры;
4) страхование лизинговых операций и взаимодействие со страховыми участниками рынка внутри ОЛА;
5) продвижение лизинга среди компаний МСП;
6) решения текущих вопросов.




[1] Съезд Лизинговой Отрасли России, организуемый ведущей отраслевой ассоциацией – ОЛА, является главным событием года и местом встречи руководителей российских лизинговых компаний. В Съезде 2023 года приняли участие более 275 делегатов, представляющих более 140 организаций.