Опубликована резолюция 13-го Съезда Лизинговой Отрасли России

3 июня 2024

РЕЗОЛЮЦИЯ

13-го ЕЖЕГОДНОГО СЪЕЗДА ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

30-31 мая 2024 г.


Мы, участники Съезда, отмечаем, что:

А. Согласно Годовому отчету 2023, представленному Банком России[1], экономика в 2023 году росла быстрее всех прогнозов. Это касалось и производства, и потребления, и инвестиций в основной капитал, и прибыли реального сектора. В основе этого роста Банк России видит сплав частной инициативы, гибкости бизнеса, преимуществ взвешенной макроэкономической политики и устойчивой финансовой системы, мер господдержки.

2023 год прошел в условиях высокой инфляции (7,42%[2]) и ослабления курса рубля (курс доллара к рублю вырос с 70,34 до 89,69). В IV квартале произошла стабилизация валютного курса.

Б. По данным Эксперт РА:

– только в первом полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6% до 9% среди европейских рынков, показав самые высокие темпы роста нового бизнеса;
– по итогам 2023 года новый бизнес в России достиг рекордного объема в 3,59 трлн рублей, как за счет роста цен на имущество, так и за счет восстановления экономической активности бизнеса;
– по итогам 2023 года доля лизинга в ВВП страны превысила 2%, новый бизнес показал рост на 81%, рост портфеля составил 47%, достигнув 9,9 трлн рублей;
– среди драйверов розничного сегмента отмечен значительный прирост автолизинга и строительной техники, а в корпоративных сегментах значительный рост показала преимущественно железнодорожная техника;
– ключевыми трендами лизингового рынка стали усиление концентрации на крупнейших игроках и снижение авансирования;
– отмечено высокое качество активов лизинговых компаний по рынку, доля проблемных лизинговых активов последние 5 лет остается на низком уровне и по итогам 2023 года составила менее 1%.

В. По данным Федресурса, на 01.01.2024 в отрасли работает 924 лизинговые компании (обслуживающие более 267 тысяч клиентов).


***


I. Реформа лизинговой отрасли

В 2023 г. Банк России и Минфин России возобновили работу по продвижению Концепции регулирования лизинговой деятельности, предполагающей введение дополнительного администрирования и финансового регулирования деятельности лизинговых компаний. По информации из открытых источников, заявленная цель реализации данной Концепции – это защита прав потребителей финансовых услуг на рынке лизинга, повышение прозрачности, надежности лизингодателей и доверия к ним, содействие финансированию и снижение стоимости лизинга для лизингополучателей.

Концепция предполагает введение регулирования на лизинговом рынке в формате установления специального статуса «лизинговой компании», для получения которого лизинговые компании должны соответствовать дополнительным (не применяющимся в настоящее время) требованиям, в том числе по минимальному размеру собственного капитала, и вступить в СРО на финансовых рынках. При этом получение такого статуса не является обязательным для осуществления лизинговой деятельности.

Непосредственным следствием введения такого регулирования будет отнесение лизинговых компаний, добровольно получивших специальный статус, к некредитным финансовым организациям, возникновение у них обязанности вести учет и отчетность в соответствии с требованиями ЦБ РФ, необходимость несения дополнительных затрат на переход на новую систему учета и отчетности, на переобучение персонала, на поддержание членства в СРО на финансовых рынках.

По мнению ОЛА, предложенная Концепция содержит целый ряд принципиальных недостатков.

1. Концепция не обеспечивает защиту прав потребителей лизинговых услуг от злоупотреблений в форме «псевдо»-возвратного лизинга, обеспечение которой было предусмотрено поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина № Пр-1418 от 20 июня 2019 г. Вхождение в реестр Банка России предполагается осуществлять на добровольной основе. Из этого следует, что компании, злоупотребляющие возвратным лизингом на рынке возвратного лизинга для физических лиц, просто не станут вступать в реестр Банка России, и на них не будут распространяться регуляторные требования, а значит права и интересы физических лиц не будут защищены.

Кроме того, лизинговые компании в рамках своей деятельности не привлекают средства физических лиц и не несут рисков, связанных с их утратой, что делает перевод лизинговых компаний под регулирование Банка России, выполняющего главным образом роль главного, непосредственно координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, не имеющим достаточных оснований.

Предлагаемая защита прав потребителей через введение мегарегулирования всей лизинговой отрасли чрезмерна и преждевременна. Важно отметить, отрасль практически не работает с физлицами как с лизингополучателями. Доля лизинга для физических лиц составляет 1,8% по количеству сделок и 0,2% от объема нового бизнеса, что подтверждает несоразмерность затраченных усилий и масштаба требуемых преобразований и полученных результатов.

2. Концепция не способствует повышению прозрачности лизинговой отрасли.

Уже сейчас лизинговая отрасль характеризуется высоким уровнем прозрачности по ключевым направлениям отчетности (ФСБУ, БКИ, Федресурс) и государственного контроля (надзора), осуществляемого следующими федеральными органами исполнительной власти: ФНС, Минэкономразвития, Росфинмониторинг, Роскомнадзор, Минцифры, Минтруда, Прокуратура РФ. Государству предоставляется информация о каждой заключенной лизинговой сделке с указанием ее основных параметров.

Лизинговые компании уже перешли на отчетность по стандартам МСФО с 2022 года под контролем Минфина с внедрением нового стандарта отчетности ФСБУ 25/2018. В случае разделения рынка на две части (регулируемую и нерегулируемую) одна часть будет находиться в реестре Банка России, относиться к НФО и вести учет в соответствии с Отраслевыми стандартами бухгалтерского учета, а другая часть рынка будет продолжать вести учет в соответствии с ФСБУ 25/2018.

Департамент финансовой стабильности ЦБ РФ уже проводит ежеквартальный мониторинг лизинговой деятельности по более чем 40 ключевым компаниям со сбором отчетности по российским и международным стандартам, а с 3-го квартала 2024 года планируется ввести посделочный анализ для лизинговых компаний, принадлежащих системообразующим банкам, что еще больше увеличит информированность государства о сделках, совершаемых на лизинговом рынке.

3. Концепция не будет способствовать снижению стоимости лизинга для лизингополучателей, поскольку потребует повышенных (операционных) затрат от лизингодателей, которые будут переложены на лизингополучателей:

· Концепция предполагает отнесение лизинговых компаний к НФО и переход на новые отраслевые стандарты учета и отчетности для НФО, которыми управляет Банк России. Это отдельный, самостоятельный вид учета, стоимость перехода на который оценивается Банком России в 0,3% от выручки и составляет в денежном выражении около 6,5 млрд рублей, что примерно соответствует 20% годового дохода лизинговых компаний. Переход потребует отвлечения тысяч работников на его реализацию, также потребуются дополнительные затраты на обучение или привлечение новых кадров на ведение учета в компании в качестве НФО.

· Концепция обязывает лизинговые компании перейти в финансовое СРО с жесткими треованиями, что само по себе повлечет расходы на администрирование СРО и, как следствие, рост средневзвешенной стоимости лизинга.

· Концепция предлагает ввести требования к размеру собственного капитала для компаний, входящих в реестр Банка России. Размер пока не определен, но в предыдущей версии законопроекта требования к СК были следующими: 70 млн руб. при активах более 500 млн руб., 20 млн руб. при активах менее 500 млн руб. Многим лизинговым компаниям потребуется докапитализация, которая ограничит предпринимательский потенциал небольших (в том числе региональных) игроков. Для многих региональных лизинговых компаний эти требования могут оказаться болезненными, что, в свою очередь, нанесет ущерб экономике регионов.

4. Концепция регулирования лизинга не содержит описания мер по усилению роли лизинга как инструмента прямых капиталовложений, обновления основных фондов и технологий. Ее определение регулятором ЦБ РФ может обеспечить только повышение прозрачности лизингового рынка, которая уже и на сегодняшний день находятся на должном уровне. Такое решение не позволит использовать лизинг для реализации принятой экономической политики в части скорейшего качественного и масштабного обновления производственных фондов и импортозамещения. Потенциал лизинга будет утерян.

Необходимо отметить, что введение регулирования на лизинговом рынке в формате, предлагаемом Концепцией, потребует от отрасли существенной перестройки процессов и дополнительных затрат. Особенно сильно это может отразиться на деятельности региональных лизинговых компаний и их лизингополучателей.

На региональные лизинговые компании приходится каждый третий из переданных предметов лизинга, и 40% договоров заключено с региональными лизингополучателями. Сокращение рынка лизинговых услуг именно в регионах будет иметь серьезные последствия для реального сектора экономики, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, где в основном сосредоточены лизингополучатели региональных лизинговых компаний.

Лизинговые компании входят в категорию ключевых игроков на облигационном рынке. С 2020 года значительно выросла доля размещений облигаций частных лизинговых компаний в сравнении с государственными. Вызывает сомнение возможное снижение ставки привлечения в связи с введением регулирования.

Введение регулирования согласно предложенной Концепции только остановит рост рынка и не поможет снизить стоимость фондирования.

У лизингового сообщества имеется достаточный эффективный опыт самоорганизации, в числе которого разработка целого ряда регламентирующих документов – рекомендаций и методик, в частности по темам ФСБУ «Аренда» и передачи отчетности в бюро кредитных историй. Поскольку отрасль не считает целесообразным отнесение лизинговых компаний к финансовым организациям, то к СРО лизинговых компаний не может применяться регулирование Федерального закона N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка", а при необходимости введения регулирования возможно рассматривать формат согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007.

Предлагаем:

1) Поддержать возможность определения государственной политики развития лизинговой отрасли, в том числе в части регулирования, Министерством экономического развития Российской Федерации. При необходимости введения регулирования рассматривать формат на основе принципов саморегулирования отрасли, объединяющего субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности (согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 01.12.2007).


II. Возвратный лизинг для физических лиц

Мы как лизинговое сообщество понимаем озабоченность ЦБ РФ защитой прав и интересов физических лиц. Физические лица становятся жертвами злоупотреблений недобросовестных компаний, только называющих себя «лизинговыми». До настоящего времени не разработаны меры защиты физических лиц от злоупотреблений псевдо-лизинговых компаний с применением возвратного лизинга автотранспорта и недвижимости для физических лиц, формирование которых было предусмотрено в поручении Президента Российской Федерации от 20.06.2019. У практикующих подобный «псевдо-лизинг» компаний существует свой отдельный рынок, близкий к микрофинансированию и ломбардной деятельности, а также своя ассоциация. Такие компании не входят ни в Объединенную Лизинговую Ассоциацию (ОЛА), ни в НП «Лизинговый Союз». Кроме того, они не участвуют в передаче результатов своей деятельности в рамках аналитической отчетности кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА». Таким образом, эти компании находятся за пределами прозрачного лизингового рынка, а добросовестные лизинговые компании лишены возможности влиять на данные негативные процессы.

Объединенной Лизинговой Ассоциацией уже подготовлены предложения по проектам законодательных инициатив. Требуется перейти к конкретным действиям, а именно инициировать процесс внесения законодательных изменений.

Предлагаем:

1) Исключить физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями или налогоплательщиками налога на профессиональный доход, из перечня субъектов лизинговых правоотношений, установив запрет на использование предмета лизинга для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением лизингополучателем-физическим лицом предпринимательской деятельности.

Данное предложение полностью соответствует положениям Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации с 01.01.1999.

Для реализации этого сценария достаточно точечного внесения изменений в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

2) Инициировать от ОЛА процесс подготовки предложений по внесению законодательных изменений.


III. Цифровизация лизинговой деятельности

Поскольку лизинговые компании входят в категорию крупнейших собственников транспортных средств (ТС) в России, ОЛА постоянно ведет диалог с ГУОБДД, Минцифры России, Минпромторгом России по решению проблем с целью нормального функционирования лизинговой отрасли.

Ряд проблем остается нерешенными.

Предлагаем:

1) Продолжить работу по направлениям:

- формирование электронного документооборота
- повышение качества взаимодействия с Госуслугами
- развитие альтернативных цифровых каналов (ЕСИА)
- решение возникающих проблем получения данных ЭПТС и ЭПСМ (отличия данных в СТС, получения расширенных выписок и т.д.)


IV. Отчетность лизинговых компаний в БКИ

На основании Письма Банка России от 11.12.2023 № 46-7-2/5858 о продлении подходов, предусмотренных Информационным письмом Банка России от 06.05.2022 № ИН-03-46/631, лизинговые компании получили отсрочку для передачи отчетности в БКИ до 01.10.2024.

В течение 2023 года проводилась фундаментальная подготовительная работа для старта передачи данных. ОЛА разработала и затем обновила методику «Передача в бюро кредитных историй лизинговыми компаниями сведений о размере обязательств, задолженности и платежах по договорам лизинга» (версия 2.0). С 2023 года она размещена на правовых площадках «КонсультантПлюс» и «Гарант». Обеспечено максимально широкое информирование специалистов различных направлений деятельности о необходимости, причинах, нормативных сроках, регуляторных требованиях, проблемах и путях их решения при реализации передачи отчетности в БКИ.

Организованы выступления на массовых мероприятиях ОЛА: конференциях, круглых столах, съездах. Была снята большая часть методологических вопросов, возникающих при реализации процесса передачи данных в БКИ. Проводились встречи с участием представителей БКИ.

ОЛА благодарит Департамент управления данными Банка за плодотворное сотрудничество, внимательное отношение к проблематике лизингового сообщества и учет всех аргументов по существу.

ОЛА также выражает благодарность специалистам Объединённого Кредитного Бюро за организацию методологической поддержки членам ОЛА.

Предлагаем:

1) Продолжить работу ОЛА в плановом порядке по содействию лизинговым компаниям в части направления отчетности в БКИ.

2) Продолжить актуализацию методики передачи отчетности в БКИ лизинговыми компаниями в Банк России, разработанной ОЛА.


V. Введение новых правил учета ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды»

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» вступил в действие в январе 2022 года. ОЛА провела комплексные мероприятия для подготовки лизинговой отрасли к переходу на ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», а также оказания методической поддержки как лизинговым компаниям, так и лизингополучателям. Так, в рамках ОЛА создан единственный в стране методологический центр, специализирующийся на тематике «Аренда». По ФСБУ 25/2018 разработаны 2 инструктивных материала и 8 рекомендаций. С 2023 года все рекомендации, разработанные в рамках направления ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды», размещены в правовых системах «КонсультантПлюс» и «Гарант».

Фактически можно констатировать, что переход лизинговой отрасли на ФСБУ «Аренда» успешно состоялся: с 1 января 2023 года лизинговые компании отчитываются по-новому, их отчетность стала единообразной и доступной для анализа, что дает дополнительный инструмент для мониторинга (изучения) состояния лизингового рынка со стороны государственных органов.

В настоящий момент важным остается выпуск точечных, особо важных рекомендаций. Так, важнейшей рекомендацией является рекомендация по раскрытию Чистых Инвестиций в Аренду и отчетности лизинговых компаний. Рекомендация разрабатывается в тесном диалоге с ЦБ РФ и Ассоциацией Владельцев Облигаций.

Предлагаем:

1) Продолжить работу ОЛА по созданию рекомендаций ведения бухгалтерского учета по правилам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».

2) Продолжить популяризацию деятельности ОЛА среди лизингополучателей в виде проведения ознакомительных вебинаров.

3) Предлагать заинтересованным сторонам использовать отчетность по ФСБУ «Аренда» для анализа лизингового рынка.


VI. Финансирование

Банковские кредиты остаются основным источником финансирования лизинговых компаний. ОЛА продолжает работу с Банком России, банковскими ассоциациями, банками, биржей, рейтинговыми агентствами и другими контрагентами для выстраивания конструктивного сотрудничества между инвестиционным и лизинговым сообществом.

Рост значения рынков долгового капитала, несмотря на экономические кризисы, открывает лизинговой отрасли доступ к долгосрочному фондированию на сроках свыше 5 лет, при этом, с фиксированной ставкой, которая позволит выстраивать долгосрочные взаимоотношения с лизингополучателями и не зависеть от текущей конъюнктуры на финансовых рынках на горизонте исполнения лизингового договора.

Цифровые финансовые активы стали новым финансовым инструментом, открывающим перспективы работы с публичным рынком долга для малых лизинговых компаний, и позволяют делать первые шаги к эмиссии биржевых ценных бумаг.

Реализуемые проекты и рекомендации к методологии оценки лизинговой отрасли являются важной и перспективной работой в интересах всего лизингового сообщества России.

Предлагаем:

1) Продолжить активное взаимодействие с Банком России с целью формирования транспарентной среды деятельности лизинговой отрасли.

2) Поддержать развитие облигационного фондирования и выпуска цифровых финансовых активов лизинговыми компаниями.

3) Предложить единые требования для банков к анализу лизинговых компаний и обеспечению исполнения обязательств лизингодателей перед кредиторами.


VII. Противолегализационные меры

В последние годы диалог с Федеральной службой по финансовому мониторингу вышел на качественно новый уровень информационного обмена. В рамках эффективного взаимодействия с регулятором лизинговые компании озвучивают через ОЛА вопросы, которые носят системный характер и свидетельствуют о наличии сформировавшейся проблемы либо практических сложностей в правоприменении. Росфинмониторинг внимательно относится к запросам лизингового сообщества и информирует его по вопросам грамотного правоприменения, а где возможно и целесообразно – корректирует отдельные аспекты регулирования.

Грядущий в скором времени переход государственных органов (включая Росфинмониторинг) на импортозамещенное программное обеспечение будет, очевидно, означать для представителей направления финансового мониторинга в лизинговых компаниях необходимость знакомства с новым наполнением интерфейса личного кабинета и новыми процессами, что также будет требовать от лизинговых компаний готовности к адаптации и изменениям.

Несмотря на общий доминирующий тренд в сторону роста регуляторных требований, у лизинговых компаний есть ожидания в части урегулирования на законодательном уровне вопросов дистанционной идентификации клиентов, без чего развитие цифрового лизинга невозможно.

Рост инфляции и стоимости лизингового имущества предопределяют запрос в адрес Росфинмониторинга на повышение пороговых финансовых значений для отчетности по операциям, подлежащим обязательному контролю. Также лизинговые компании рассчитывают на снижение операционной нагрузки, например, за счет упразднения полей, заполняемых при идентификации теми сведениями, которые уже есть в иных дополнительных (вспомогательных) источниках информации, доступных регулятору.

В процессе реализации мероприятий внутреннего контроля по ПОД/ФТ надеемся на появление инструментов, которые помогли бы за счет снижения операционной нагрузки сфокусироваться на тех контрольных мероприятиях, которые дают наибольший эффект в части противодействия ОД/ФТ, и точечных проверках в рамках риск-ориентированного подхода.

ОЛА ведет постоянный диалог по вопросам исполнения Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В 2023 году, согласно подготовленному Росфинмониторингом Отчету о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с использованием сектора лизинговых компаний, уровень рисков лизинговой отрасли оценен как умеренный. По мнению ОЛА, это является практическим подтверждением не только законопослушности лизинговых компаний, но и их восприимчивости к практической реализации противолегализационных задач при осуществлении лизинговой деятельности.

Отмеченная выше ситуация касательно возвратного лизинга с вовлечением физических лиц также вызывает озабоченность лизинговых компаний в данном контексте, поскольку для лизингополучателя (физического лица) возрастает возможность утраты имущества. При этом, по мнению ОЛА, урегулированию проблемы способствовало бы внесение в Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» изменений, очерчивающих круг субъектов-лизингополучателей и цели использования предмета лизинга.

Предлагаем:

1) Продолжить взаимодействие c Росфинмониторингом в целях информирования регулятора о действующих практических подходах в ведении бизнеса лизинговыми компаниями и встречного информирования лизингового сообщества о законодательных инициативах в области ПОД/ФТ, оперативного обсуждения возникших вопросов в части правоприменительной практики и развития нормативной базы в антиотмывочной сфере.

2) Поддерживаем необходимость внесения изменений в законодательство о лизинге, введения дополнительных нормативов по контролю и надзору за компаниями, осуществляющими сделки возвратного лизинга с физическими лицами, в том числе введения дополнительных требований к компаниям, осуществляющим такие операции.


VIII. Противодействие мошенничеству

Безопасность лизингового пространства и предотвращение мошеннических схем, осуществление которых можно усложнить путем объединения усилий сообщества – актуальные и важные цели сегодняшнего дня.

ОЛА и Объединённое Кредитное Бюро (ОКБ) на основании заключенного соглашения и проведенной большой совместной работы представили проект межлизинговой антифрод-платформы, реализующей функцию объединения усилий участников Ассоциации и обеспечивающей снижение издержек отрасли от мошеннических схем. Ее разработка находится на завершающем этапе. По аналогии с базой данных бюро кредитных историй, платформа получает информацию от лизинговых компаний по негативным риск-событиям, агрегирует ее, выдает отчеты, а лизинговые компании (на данный момент это только члены ОЛА) получают по своему запросу информацию и используют ее для принятия управленческих решений с учетом своего риск-аппетита и мер должной осмотрительности лизинговых компаний.

Предлагаем:

1) Дать старт использованию антифрод-платформы среди лизинговых компаний – членов ОЛА.


IX. ФССП

Многие годы одной из значимых проблем для лизингодателей являлось установление судебными приставами-исполнителями ограничительных мер (запрет на регистрационный учет, арест) в отношении имущества лизингодателя, основанных на долгах лизингополучателя, а также многоступенчатый и длительный процесс снятия таких ограничений. В результате необоснованных ограничительных мер лизингодатели вынуждены нести дополнительные убытки, связанные с хранением имущества, снижением его покупной цены, а также судебные издержки для осуществления действий по снятию обременений (запретов) с имущества лизинговой компании. Проблема является широкомасштабной и систематической. С течением времени и несмотря на неоднократные обращения ОЛА масштаб проблемы не уменьшался.

В 2023 году по итогам ряда рабочих встреч ФССП выпустила внутреннее разъяснение, в значительной мере снимающее проблему ограничительных мер на транспортные средства, обремененные лизингом, что стало результатом совместной с ОЛА проработки данной темы.

ОЛА выражает благодарность Генеральному директору АО «Росагролизинг» Павлу Николаевичу Косову, благодаря личному участию которого состоялась встреча с представителями ФССП в интересах всего лизингового сообщества. Благодарим руководителя комитета ОЛА по рискам Т.А. Федосееву и руководителя юридического комитета ОЛА Т.В. Капуру за проведение рабочих встреч и выработку вариантов решения проблемы.

ОЛА признательна ЛК «Европлан», АО «Сбербанк Лизинг» и ООО «Альфа-лизинг», предоставивших статистические данные и пояснения касательно проблематики ФССП.

Предлагаем:

1) Продолжить мониторинг данного вопроса и выстраивание конструктивного взаимодействия с ФССП.

2) Лизинговым компаниям направлять в ОЛА обратную связь и свои предложения по вопросам взаимодействия с подразделениями ФССП в рамках данной проблематики.


X. Субсидирование

ОЛА ведет постоянный диалог и взаимодействие с органами государственной власти по вопросам субсидирования, проводит разъяснительные встречи и информационные вебинары. В особом фокусе находятся программы, реализуемые Минпромторгом России через российские лизинговые компании в рамках Постановлений Правительства Российской Федерации № 811 и № 649.

Предлагаем:

1) Продолжить последовательную работу, чтобы обеспечивать квалифицированное и компетентное обсуждение государственных программ субсидирования с привлечением участников отрасли в целях повышения эффективности данных программ.

2) Продолжить работу над максимизацией количества компаний, имеющих доступ к данным программам, что повышает конкуренцию среди участников программ и эффективность использования бюджетных средств.

3) Модернизировать формат работы отрасли с Минпромторгом РФ в части организации и трансляции правил и критериев оценки эффективности субсидий таким образом, чтобы целевые показатели и критерии формулировались и доводились в адрес будущих отраслевых участников предварительно и заблаговременно, создавая возможность ответственного и обоснованного принятия решения участником.

4) Продолжить настаивать на выделения финансирования и запуск специальной программы субсидирования для субъектов МСП.

Отдельно вызывает озабоченность тема повышения утильсбора. Минпромторг России инициирует повышение утильсбора для ТС. Пересмотр размера  утилизационного сбора окажет крайне негативное влияние на реальный сектор экономики, приведет к существенному росту стоимости коммерческого транспорта , многие предметы имущества для МСП станут недоступными, окажет негативное влияние на обновление транспортного парка и в на бизнес-авктивность  в России. Лизинговое сообщество не поддерживает данное решение.


XI. Сальдо убытков сторон при досрочном расторжении договора лизинга

ОЛА отмечает сохранение правоприменительного тренда, основанного на положениях Обзора судебной практики по спорам, связанным с договором финансовой аренды (лизинга), утвержденного Президиумом ВС РФ 27 октября 2021 года. Положения данного Обзора, практически, полностью исключили из регулирования отношений, возникающих из договоров лизинга, нормы законодательства о собственности и об аренде. Поскольку положения указанного Обзора не содержат всеобъемлющего регулирования, применение их нижестоящими судами зачастую оказывается еще более оторванным от действующего законодательства. ОЛА вынуждена констатировать отсутствие в правоприменительной практике по договорам лизинга единообразия и последовательности, что крайне негативно влияет на гражданский оборот на лизинговом рынке. При таких условиях лизинговые компании лишены возможности долгосрочного планирования своей деятельности, что вынуждает их концентрироваться в высоколиквидных краткосрочных сегментах.

Поскольку основная масса судебных споров по договорам лизинга связана с досрочным расторжением договоров лизинга в связи с неисполнением лизингополучателями их условий и изъятием предмета лизинга, ОЛА считает, что одним из самых актуальных вопросов, решение которых необходимо для стабилизации оборота и минимизации заведомо недобросовестного поведения, является выработка на законодательном уровне подходов к определению условий досрочного расторжения договора лизинга при неисполнении обязательств одной из сторон.

В апреле 2024 года был проведен опрос лизинговых компаний, в котором участвовало более 50 лизингодателей, показавший, что подавляющее большинство компаний не отражает в бухгалтерском учете сальдо встречных обязательств по расторгнутому договору лизинга до вступления в силу соответствующего решения суда, что свидетельствует о высоком уровне неопределенности, существующей при одностороннем расторжении договора лизинга.

Предлагаем:

1) Продолжить работу над формированием изменений в Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», предусматривающих:

- формирование порядка одностороннего расторжения договора лизинга при неисполнении обязательств по нему одной стороной, при соблюдении которого другая сторона не должна доказывать свою добросовестность;
- формирование основных принципов расчета убытков сторон при одностороннем расторжении договора лизинга и порядка их возмещения, учитывающих интересы обеих сторон и исключающих возможность злоупотреблений со стороны, допустившей нарушения договора.


XII. Публикация сведений на Федресурсе

С 28.07.2023 согласно п. 3 ст. 10 Закона о финансовой аренде (лизинге), предусмотрена обязанность лизингодателя вносить в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее – Реестр, Федресурс) сведения о заключении договора лизинга (Федеральный закон от 28 апреля 2023 года № 167-ФЗ). Согласно поправкам, предусмотренным Федеральным законом от 28.04.2023 № 167-ФЗ, такие сведения в Реестр вносятся не позднее 3 рабочих дней с даты передачи предмета лизинга лизингополучателю. Также предусмотрена обязанность лизингодателя в случае изменения опубликованных сведений внести в Реестр сведения об этом не позднее 3 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в договор лизинга. Те же сроки предусмотрены для случаев расторжения лизинговых сделок.

В 2023 году АО «Интерфакс» по итогам консультаций с лизинговым сообществом провело масштабную доработку Федресурса для целей исполнения требований обновленного законодательства. В настоящее время все лизинговые компании, входящие в ОЛА, публикуют на Федресурсе сведения в требуемом законодательством объеме. Опубликованная на Федресурсе база данных по итогам 2023 года является важным аналитическим материалом высокого репрезентативного качества для формирования в том числе представлений о направлениях развития лизинговой отрасли и прогнозирования мер по стимулированию развития лизинга в России.

Предлагаем:

1) Продолжить работу, направленную на своевременное и качественное раскрытие сведений на Федресурсе в целях исполнения требований законодательства, поддержания прозрачности лизинговых сделок и формирования объективного представления о лизинговом рынке в части его объемов и состава участников.


XIII. Специальные экономические меры

01.02.2024 вступили в силу нормы Федерального закона от 04.08.2023 № 422-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятые для усиления контроля за применением специальных экономических мер, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (далее – Закон 281-ФЗ).

Лизинговые компании особо поименованы в п. 7 ст. 4 Закона 281-ФЗ как субъекты, на которых его действие распространяется. Закон ввел ряд новых терминов («блокируемые лица», «подконтрольные лица» и ряд иных) и установил, что специальные экономические меры направленны на запрет (ограничение) совершения финансовых операций и (или) замораживание (блокирование) денежных средств и (или) иного имущества, принадлежащих блокируемым лицам, а также финансовых операций, совершаемых в интересах и (или) в пользу блокируемых лиц, что означает введение дополнительных регуляторных требований для лизинговых компаний.

Описанные в Законе 281-ФЗ нормы общего характера предполагают необходимость межведомственного взаимодействия по вопросам разработки и реализации конкретных мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам, в связи с чем ОЛА ожидает принятия соответствующих подзаконных актов или получения разъяснений уполномоченных органов.

Предлагаем:

1) Осуществлять мониторинг законодательства с целью своевременного информирования о публикации нормативного правового акта.


XIV. Конструктивное взаимодействие и информационный обмен участников ОЛА, масштабирование деятельности ОЛА и повышение роли лизинга в экономике страны

В ОЛА созданы площадки для обсуждения отдельных тем, по которым проводится сближение взглядов участников лизингового сообщества, обмена опытом и практиками. Еженедельно руководители компаний-членов ОЛА получают новостной информационный дайджест, в котором отражены новости законодательства и аналитики лизингового рынка и смежных секторов. Ежемесячно руководители компаний-членов ОЛА и юристы получают обзор судебно-арбитражной практики лизинговых споров.

Предлагаем:

1) Продолжить работу и взаимодействие в ОЛА по следующим направлениям:

- формирование единого информационного поля внутри ОЛА, выработка единых подходов по решению общих вопросов и тем;
- наращивание отраслевой экспертизы и представительности (через привлечение новых членов и партнеров Ассоциации);
- взаимное развитие компетенций участников ОЛА и текущих участников рынка лизинга;
- распространение имеющегося образовательного потенциала Ассоциации на потенциально активные группы лиц (через образовательные учреждения различных уровней);
- наращивание политического веса Ассоциации, повышение роли и значимости лизинговой отрасли в экономике страны.

Участники Съезда дают положительную оценку работы ОЛА и ее вклада в развитие лизинговой отрасли.



  https://cbr.ru/collection/collection/file/49041/ar_2023.pdf

  https://rosstat.gov.ru/statistics/price