28 января Президент ОЛА Царев К.А. в составе делегации встретился с Минэкономразвития по вопросу развития контрактной системы.
В ходе встречи обсуждались вопросы:
1) Штрафные санкции, взымаемые с исполнителей за нарушение обязательств по госконтрактам.
Речь шла о нарушении баланса частных и публичных интересов при обложении штрафами сторон договора. Наблюдается явный перекос в сторону защиты государственной собственности. Так, по п. 5 ст. 34 Закона заказчик всегда отвечает за просрочку своих обязательств в размере 1/300 рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. К исполнителю же подлежит применение Постановления Правительства РФ № 1063 от 25.11.2013, в соответствии с которым неустойка всегда кратно больше 1/300 ставки рефинансирования.
Также ПП № 1063 содержит экономические ошибки в применяемых расчетах неустойки, которые нуждаются в исправлении.
По данному вопросу позиция ОЛА была услышана. Подобные замечания ранее звучали от других представителей бизнеса. Планируется, что штрафы в этом году будут снижать. Поправки в ПП 1063 уже готовятся. Кроме того, готовятся правки в ФЗ 44.
2) ОЛА предложила разработать рекомендованные формулировки в договор лизинга на уровне Министерства. В ряде случаев именно не вполне адекватные положения предлагаемых к заключению договоров лизинга являются препятствием к участию в закупочных процедурах.
По данному вопросу идею поддержали. Было уточнено, что профильным ведомством, которое должно выносить на утверждение типовой ДЛ, должно быть Министерство Финансов РФ.
3) Вопрос по банковским гарантиям
Согласно ст. 96 п.3 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
П. 7 ст. 96 предусмотрено, что в ходе исполнения контракта поставщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
После передачи предметов лизинга Лизингополучателю, обязательства Лизингодателя перед Лизингополучателем считаются исполненными, т.к. последующий переход права собственности на предметы лизинга к Лизингополучателю в большинстве случаев не ставится в зависимость от осуществления Лизингодателем каких-либо действий, а зависит исключительно от уплаты Лизингополучателем всех платежей по Договору лизинга. Данная правовая позиция изложена также в п.2 Постановления Пленума ВАС от 14.03.2014г. №17.
Однако, в связи с тем, что процедура и основания для уменьшения суммы банковской гарантии не описана, некоторые заказчики не соглашаются уменьшать размер обеспечения контракта. При этом лизинговая компания попадает в ситуацию, когда, согласно выше указанным документам, обязательства ее исполнены, но банковская гарантия продолжает действовать до окончания срока действия договора (в течение нескольких лет). Банковская гарантия является довольно дорогим инструментом, равно как и отвлечение собственных средств компаний (при внесении в качестве обеспечения контракта денежных средств на счет Заказчика), что отражается в итоговой стоимости контракта при проведении закупки и негативно сказывается на эффективности использования бюджетных средств Заказчиком.
Обсуждению подлежал вопрос, планируется ли определение механизма уменьшения суммы обеспечения, а также будут ли сделаны необходимые уточнения с учетом специфики лизинга, т.к. не ясно исполнение каких именно своих обязательств после передачи имущества в лизинг должна гарантировать ЛК на протяжении всего срока лизинга.
По данному вопросу была озвучена информация о готовящемся разъяснении Минфина, которое должно снять проблему. Также было озвучено, что в закон готовятся изменения, допускающие перевыпуск и замену гарантий.