Резолюция 10-го юбилейного Съезда Лизинговой Отрасли России

Резолюция 10-го юбилейного Съезда Лизинговой Отрасли России

28 мая 2021

 РЕЗОЛЮЦИЯ
10-го ЕЖЕГОДНОГО СЪЕЗДА ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ[1]
21 мая 2021 г.
 
Мы, участники Съезда, считаем, что лизинг в России сегодня – это зрелый, знакомый и понятный потребителю сложившийся инвестиционный инструмент, активно претворяющий в жизнь стратегические государственные цели – создание и развитие новых высокотехнологических производств, увеличение технического и технологического потенциала России, повышение эффективности импортозамещающих механизмов. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики.
Дефицит долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) приобретение основных фондов посредством лизинга является базовым источником модернизации бизнеса.
Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают. При этом малый бизнес является основой для динамичного экономического развития, важным инструментом диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности страны.
Ухудшение рыночной конъюнктуры вследствие пандемии отразилось на лизинговой отрасли. Лизинговые компании России сегодня создают условия для максимального учета проблематики клиентов и предоставления им реструктуризации лизинговых платежей. Так, по данным ОЛА, за период с марта по начало июля 2020 года в лизинговые компании поступило более 70 тыс. обращений за реструктуризацией условий по договорам лизинга от лизингополучателей, из которых около 50% относятся к пострадавшим отраслям и около 60% относятся к субъектам МСП. Также рассматривались и удовлетворялись обращения по реструктуризации от компаний, которые не входят в список пострадавших отраслей. Вопрос каждого обратившегося лизингополучателя рассматривался индивидуально исходя из сложившегося финансового положения клиента и его фактической деятельности. Эти усилия лизинговых компаний являлись существенным вкладом в поддержание экономической стабильности в целом.
 
По данным Рейтингового Агентства «Эксперт РА» за 2020 год объем нового бизнеса лизинговых компаний сократился по  сравнению с 2019 годом на  6%.
 
На Съезде обсуждались ключевые темы и были приняты решения
Тема: Реформа лизинговой отрасли
Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ начали институциональную реформу лизингового рынка в начале 2016. На совещании в ЦБ РФ 09.06.2016 была сформулирована конечная цель институциональной реформы – «формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что, в конечном счете, будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике».
В настоящий момент по-прежнему принципиальное решение по формату регулирования отсутствует. ОЛА продолжает работу, направленную на поддержку сообщества, что целью реформы является наряду с транспарентностью рынка должен стать рост и развитие инвестиций посредством лизинга в реальный сектор экономики.
Что касается деятельности организации, называющих себя «лизинговыми компаниями» и предоставляющие займы физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в обход требований законодательства о потребительском кредитовании и о защите прав потребителей, называя такие займы «возвратным лизингом». Участники съезда убеждены, что эти «сделки возвратного лизинга» не отвечают целям и задачам нормальной лизинговой деятельности, заключающимся в инвестициях в средства производства, посредством которых осуществляется стимулирование промышленности и других секторов экономики.
 
Участники Съезда констатируют, что уже сейчас лизинговая отрасль характеризуется высоким уровнем контроля, осуществляемым по пяти ключевым направлениям:
1.                  Обязательный уведомительный характер о каждой совершенной лизинговой сделке посредством направления информации в Росфинмониторинг, а также посредством публикации информации в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ), индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности. А также регулярная отчетность перед налоговыми, антимонопольными органами, органами статистики и значительное количество (48 компаний, равное 82,4% рынка) анкетируются ЦБ РФ.
2.                  Обязательное применение международных стандартов финансовой отчетности после принятия ФСБУ 25/18. Минюст России 25 декабря 2018 г. зарегистрировал приказ Минфина России от 16 октября 2018 г. № 208н, утвердивший новый федеральный стандарт бухгалтерского учета – ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет арендной платы». В обязательном порядке он будет применяться с 1 января 2022 года. Данный стандарт разработан на основе МСФО (IFRS) 16 "Аренда", что предполагает не формальный, а максимально реалистичный учет текущей ситуации в компании, также предусматривает четкие требования к объему раскрываемой информации и требует начисления резервов в соответствии с принципами МСФО.
3.                  Обязательная передача данных о лизинговых сделках в Бюро Кредитных Историй в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" (ФЗ № 218) в части модернизации системы формирования кредитных историй". Закон предусматривает с 01.01.2022 г. обязательную передачу данных по всем ключевым событиям, происходящим в рамках лизинговой сделки в течение 3-х дней с даты возникновения события: заявки, данные по лизингодателям, лизингополучателям, поручителям, все данные о договоре лизинга (суммы, даты платежей, валюта, даты окончания обязательств), данные о залогах, поручительствах и гарантиях, данные о просрочках, данные о дополнительных платежах, изменяющих размер обязательств (штрафы, пени), данные о судебных спорах, банкротствах, ликвидациях и реорганизациях.
4.                  Контроль и регулирование рынка лизинга через кредиторов. 70% источников финансирования (кредиты и облигации) контролируется ЦБ РФ, и 82,4% рынка предоставляет отчетность по МСФО. Обеспечение стабильности лизингового рынка уже достигается тем, что ЦБ РФ регулирует правила кредитования лизинговых компаний, правила эмиссии облигаций и правила раскрытия финансовой отчетности заемщиков денежных средств. Повышение требований ЦБ РФ к кредитованию лизинговых компаний обеспечит полную стабильность, так как через эти каналы происходит 95% покрытие рынка.
5.                  Контроль и регулирование рынка через собственников лизинговых компаний. 40 компаний занимают 90% рынка по объемам портфелей. Рынок высоко концентрирован. По данным исследования ФАС на рынке работает 686 компаний. 72% рынка находится под контролем и управлением государства.
 
С учетом вышеизложенного, а особенно переходом лизинговых компаний на отчетность в соответствии со стандартами МСФО и предстоящей передачей данных о каждой лизинговой сделке в Бюро Кредитных Историй с 2022 года, цели регулирования, декларируемые ЦБ РФ, а именно «прозрачность и транспарентность» лизинговой отрасли будут достигнуты. Требуется формирование целей регулирования, связанных с развитием отрасли.
 
Приняты решения:
1)                 Вынести варианты форматов регулирования лизинговой деятельности, а также текущие версии законопроекта о лизинге и предлагаемые изменения на широкое общественное обсуждение.
2)                 Выработать цели регулирования, направленные на развитие лизингового рынка.
3)                 Зафиксировать, что лизинговое сообщество против отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациями и перевода учета лизинговых компаний на Единый план счетов и Отраслевые стандарты бухгалтерского учета;
4)                 Поддержать предложение Минэкономразвития России по выработке регуляторного решения в формате механизма «двух ключей», при котором орган государственной власти, определенный Правительством РФ ведет реестр лизингодателей, раскрывает информацию, содержащуюся в отчетности лизинговых компаний, а другой уполномоченный федеральный орган осуществляет контроль, государственное регулирование лизинговой деятельности, а также осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в сфере лизинговой деятельности без отнесения лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям.
5)                 Просить инициаторов реформы внести изменения в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», предусматривающие запрет возвратного лизинга недвижимого имущества жилого назначения с физическим лицом, а также, определения стоимости предмета лизинга в договоре купли-продажи независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, при заключении договора возвратного лизинга с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
 
Тема: Введение новых правил учета ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды»
ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» утвержден Приказом Минфина РФ №208н (зарегистрирован в Минюсте России 25 декабря 2018 г. №53162) и применение его в учете арендных и лизинговых компаний   должно пройти не позднее 2022 года. Для подготовки отрасти к переходу на новый стандарт бухгалтерского учета:
·         был профессионально и количественно усилен состав Комитета по бухгалтерскому и налоговому учету
·         определен перечень необходим рекомендаций для разработки
·         из ведущих специалистов ОЛА   созданы рабочие группы по разработке рекомендаций
·         с целью повышения методологического уровня разрабатываемых рекомендаций ОЛА вошла членом в БМЦ
·         к разработке рекомендаций привлечены специалисты из IT-компаний и аудиторы
 
Приняты решения:
1.      Продолжить работу ОЛА по созданию рекомендаций ведения бухгалтерского учета по правилам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
2.      Акцентировать внимание на создании рекомендаций ведения бухгалтерского учета по правилам ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» для арендаторов/лизингополучателей
3.      Совместно с фирмой «1С» провести конференцию для арендаторов/лизингополучателей по тематике перехода на ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
 
Тема: Публикация сведений о лизинговых сделках в ЕФРСФДЮЛ.
Существующий порядок внесения и отражения сведений в ЕФРСФДЮЛ о заключенных договорах лизинга в части сроков их внесения, а также формирования поискового запроса по лизингодателю, что позволяет массово получать сведения о портфеле лизингодателя способствует возникновению недобросовестной конкуренции на лизинговом рынке.
Пунктом 3 статьи 10 Закона о лизинге определена обязанность лизинговых организаций вносить сведения о заключении договора лизинга в Реестр. Принятие закона было обусловлено целью повышения позиции Российской Федерации в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса (Doing Business). Согласно методологии Doing Business по направлению «Получение кредитов» (Getting Credit Methodology) для получения высокого рейтинга учитывается индекс действенности законных прав заемщиков и кредиторов по обеспеченным сделкам. Индекс охватывает 12 аспектов, в том числе следующий: «в стране существует интегрированная или единая правовая база (в оригинале документа: «integrated or unified legal framework») для обеспеченных сделок, которая распространяется на создание, гласность/публичность и приведение в законное исполнение 4 функциональных эквивалентов защищенных интересов в составе движимого имущества: передача прав собственности доверенному лицу; финансовая аренда/лизинг; присвоение или передача дебиторской задолженности; и продажи с удержанием права собственности». То есть для повышения позиции в рейтинге Doing Business в стране должна существовать правовая база обеспеченных сделок. Фактически же Реестр – это нефильтруемый список записей о договорах лизинга c детальными условиями о его сторонах, предмете и сроке лизинга, который не предполагает быстрый поиск обременений конкретных предметов лизинга. Указанное позволяет использовать сведения реестра для получения списка сделок конкретной лизинговой компании за определенный период, а не для поиска конкретного предмета лизинга и наличия по нему обременений. При таком исполнении реестр никаким образом не отвечает признакам правовой базы обеспеченных сделок.
 
Второй аспект проблемы - срок для публикации сведений. Положение пункта 3 статьи 10 Федерального закона  «О финансовой аренде (лизинге)» устанавливает обязанность лизинговых организаций вносить сведения о заключении договора лизинга в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее – ЕФРС). Сведения подлежат публикации в течение трех дней с даты заключения договора лизинга. Указанные обязанности лизингодателя были введены в действие без оценки специфики лизинговой деятельности.
Договор лизинга, как правило, начинает реализовываться после поступления лизингодателю аванса от лизингополучателя, а этот срок обычно составляет не менее 5 рабочих дней с даты заключения соответствующего договора. Только после поступления авансового платежа заключается договор поставки предмета лизинга и осуществляется его поставка.
В подавляющем большинстве случаев срок исполнения обязанности лизингодателя по опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» данных о лизингополучателе и предмете лизинга (3 рабочих дня с даты заключения договора лизинга) истекает до того, как стороны этого договора лизинга начинают его исполнение.
 
Предложения:
1.                           Внести в Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» изменения, касающиеся сроков публикации информации о заключении договора лизинга, а также порядка раскрытия информации и отражению сведений по поисковым запросам в реестре.
2.                           Провести необходимые встречи с Минэкономразвития относительно формата получения информации из ФедРесурса в целях получения статистических данных по рынку.
 
Тема: ЭПТС
 
Система недостаточно защищает права автовладельцев при совершении регистрационных действий, не решает всех вопросов, возникающих на практике при совершении каких-либо действий с транспортными средствами (даже те, которые решены на сегодня бумажными ПТС), не участвует в межведомственном взаимодействии и не использует данные государственных реестров, не позволяет автоматизировать процессы использования системы на необходимом уровне.
До настоящего времени система ЭПТС имеет ряд существенных недостатков, не позволяющих обеспечить полноценную замену системы документооборота с участием бумажных ПТС, в частности:
а)         недостатки функционала системы:
-           отсутствие в системе ЭПТС данных обо всех собственниках (увеличение рисков мошенничества) Например, отсутствует возможность внесения физическим лицом (текущим собственником) информации о физическом лице (последующем собственнике);
-           отсутствие возможности проверить с помощью ЭПТС права продавца на ТС и достоверную информацию об истории переходов прав на ТС;
-           отсутствие возможности внести данные о новом собственнике ТС в ЭПТС, если цепочка зарегистрированных прав собственности на ТС прервалась;
-           отсутствие в ЭПТС данных о регистрационном номере транспортного средства и номере свидетельства транспортного средства в ЭПТС, что усложняет работу лизингодателей, даже при наличии доступа к ЭПТС, по отслеживанию и оплате штрафов ГИБДД по ТС, зарегистрированным за лизингополучателями;
-           отсутствие в нормативных документах четко регламентированного процесса взаимодействия ГИБДД и ЭПТС
 - отсутствие возможности исправления допущенных ошибок/некорректно введенной информации в полях заявлений при выполнении акцепта, в частности, в заявлении о переходе права собственности, а также аннулирования в случае отмены сделки. Отсутствие отчетности о совершенных транзакциях за определенный период по конкретной учетной записи
- в ЭПТС недостаточно специальных идентификационных данных. К примеру, не отражено количество лошадиных сил и привод, что не позволяет в полной мере проверить приобретаемый ТС на соответствие спецификации, заявленной Поставщиком, что в конечном итоге, приводит к передаче лизингополучателю предмета лизинга, отличающегося от заявленного в договоре лизинга.
б)         недостатки организации процесса:
-           принудительная необходимость заключать договор на поставку оборудования только с одним подрядчиком - АО «Удостоверяющий центр»;
-           отсутствие возможности настройки защищенного канала связи через других подрядчиков;
-           отсутствие возможности настройки одного защищенного канала для нескольких юридических лиц на одном рабочем месте;
-           возможность взаимодействия с базой ЭПТС через интеграцию есть, но функционал недостаточен для полноценной работы, вследствие чего остается необходимость работать вручную через web интерфейс;
-           отсутствие у лизинговых компаний возможности создавать профили лизингополучателей и формировать заявления о переходе права собственности на ТС к лизингополучателям;
-           для совершения записи о переходе права собственности (передаче в лизинг) требуется согласие сторон сделки через одноразовые коды и их ручной ввод в систему;
-           некорректно отражается дата перехода права собственности, т.к. АС СЭП автоматически проставляет в эти поля дату акцепта, а не дату из акта приема-передачи о переходе права собственности).
-           отсутствие возможности покупателя получить информацию о ТС до приобретения;
-           ГИБДД не  дополняет базу ЭПТС информацией о ТС, собственниках ТС, изменении двигателя ТС  и иной информацией, содержащейся в базе ГИБДД в отношении конкретного ТС;
-           при регистрации ТС ГИБДД  ориентируются на собственника в бумажных ДКП, а не в базе ЭПТС;
-           дилер не  имеет доступа к ЭПТС конкретного ТС до его выкупа, что влечет необходимость запроса выписки на бумажном носителе для указания идентификационных данных ТС в договоре купли-продажи;
-           отсутствие пакетных тарифов за количество производимых действий в базе ЭПТС;
 
Предложения:
1. Продолжить взаимодействие  ОЛА с Минкомсвязь РФ и ГИБДД МВД РФ относительно реализации супер онлайн-сервиса на сайте госуслуг «Государственный реестр ТС», создаваемом совместными усилиями:
2. Инициировать изменения в Постановления Правительства РФ № 1212 и другое нормативное регулирование правоотношений по использованию ЭПТС с целью обязать каждого производителя, импортера и профессионального продавца ТС вносить в систему ЭПТС данные о каждом следующем покупателе-профессиональном продавце ТС до первой регистрации ТС в ГИБДД, для создания механизма открытия этих данных для покупателей ТС; В связи с чем предлагаем также обсудить возможность совместного взаимодействия с АО «ЭПТС» и Минпромторг РФ в целях организации:
- обязательности внесения в систему ЭПТС данных о каждом покупателе-профессиональном продавце ТС до первой регистрации ТС в ГИБДД, создание механизма открытия этих данных для покупателей ТС;
- учета записи о лизингодателе и лизинге в ЭПТС при совершении регистрационных действий в ГИБДД (в целях предотвращения мошенничеств на стадии до регистрации ТС в ГИБДД);
- выработки механизма, позволяющего получить информацию о предыдущих собственниках и надлежащем продавце ТС в целях минимизации рисков участия в нелегальном обороте и финансировании лиц, получивших ТС преступным путем.
3. Инициировать изменения в законодательство с целью разработки механизма, позволяющего покупателю ТС проследить цепочку предыдущих собственников ТС для стимулирования нормального оборота ТС.
 
Тема: ГИБДД/Гостехнадзор
Невозможность совершения регистрационных действий на основании документов, созданных в ЭДО (электронной системе документооборота).
Многие крупные лизинговые компании в целях повышения качества оказываемых услуг, в соответствии с политикой государства по цифровизации экономики, начали постепенный переход на электронный документооборот при совершении лизинговых сделок. Организация электронного документооборота между участниками лизинговой сделки позволяет осуществлять обмен документами (договоры лизинга, договоры купли-продажи, первичная учетная документация и иные документы), составленными в электронном виде и подписанными, в том числе квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако возможность предоставления для совершения регистрационных действий документов, созданных в электронном виде, до сих пор ГИБДД и Гостехнадзором не реализована. Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств" предусмотрена возможность заключения сделок с ТС в электронном виде только на Едином портале, но и эта возможность в настоящее время не реализована.
Подобный подход не соответствует целям, установленным программой Правительства Российской Федерации «Цифровая экономика Российской Федерации», а также является фактором, сдерживающим развитие бизнеса в Российской Федерации.
 
Предложения:
1.      Поддержать деятельность ОЛА в направлении взаимодействия с Минкомсвязь России и ГИБДД/Гостехнадзора относительно организации процессов возможности подписания документов квалифицированной электронной подписью с помощью государственной информационной системы Госуслуги https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds.
 
 
Тема: Злоупотребления в сфере возвратного лизинга для физических лиц.
ОЛА крайне обеспокоена появлением около рынка лизинговых услуг «квазилизингового» сегмента, а именно деятельностью организаций, называющих себя «лизинговыми компаниями» и предоставляющих займы физическим лицами, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, в обход требований законодательства о потребительском кредитовании и о защите прав потребителей, называя такие займы «возвратным лизингом».
Эти так называемые «сделки возвратного лизинга», при реализации которых де-факто происходит кредитование / предоставление займов физическим лицам, не отвечают целям и задачам нормальной лизинговой деятельности, заключающимся в инвестициях в средства производства, посредством которых осуществляется стимулирование промышленности и других секторов экономики, и, таким образом, реализуется промышленная политика государства.
В защиту этой «квазилизинговой» деятельности часто приводится аргумент о том, что для определенной категории физических лиц такой «возвратный лизинг» - это единственная возможность получить финансирование, так как им отказывают банки и микрофинансовые организации. При этом анализ судебной практики по обсуждаемой тематике показывает, что так называемые «лизинговые компании» при заключении так называемых «сделок возвратного лизинга» злоупотребляют либо невысокой осведомленностью физических лиц о лизинге, либо их безвыходным положением. Сложилась негативная практика заключения таких договоров на кабальных условиях и введения в заблуждение физических лиц в части защищенности их прав и сохранности имущества, используемого как «предмет лизинга» в таких договорах «возвратного лизинга». Очень часто результатом реализации таких договоров становится завладение имуществом физических лиц (в том числе и единственным жильем), сопровождаемое явным злоупотреблением правом со стороны «квазилизингодателей».
ОЛА вынуждена признать, что такого рода деятельность законодательно не запрещена, но помимо законов существуют обычаи делового оборота и нормы этики, морали. Осуществление любой деятельности, в том числе и обсуждаемой, если в ее основе лежит обман, введение в заблуждение, использование тяжелых материальных обстоятельств физических лиц, не может быть признано законным.
Открыто заявляя об этой проблеме, ОЛА преследует две цели: пресечь нарушения прав граждан и вывести лизинг как вид деятельности из зоны пристального негативного внимания прессы и общества.
 
Предложения:
В качестве меры минимизации злоупотреблений в сегменте возвратного лизинга для физических лиц лизинговое сообщество предлагает введение (на уровне закона) следующих ограничений:
- запрет на заключение с физическими лицами договоров возвратного лизинга, предметом лизинга по которым является недвижимое имущество жилого назначения;
- обязанность приобретать предмет лизинга в рамках исполнения договора возвратного лизинга с физическим лицом по цене, определенной независимым оценщиком.
Договоры, заключенные с нарушением указанных условий, являются ничтожными.  
Представляется, что введение указанных ограничений существенно снизит экономическую заинтересованность недобросовестных «лизингодателей» в заключении сделок возвратного лизинга с физическими лицами, при этом у физических лиц сохранится доступ к лизингу как инструменту приобретения нового имущества.
 
Тема: Субсидирование
Объединенная Лизинговая Ассоциация ведет активную работу с Федеральными органами исполнительной власти по действующим и принимаемым программам субсидирования в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и соблюдения интересов лизинговой отрасли при реализации указанных программ. 
Наиболее активное взаимодействие с Министерством промышленности и торговли РФ по решению проблемных вопросов субсидирования лизинга по программам колесных транспортных средств, строительно-дорожной и коммунальной техники.
Правительство расширяет применение лизинга как инструмента инвестиционной политики государства в реальном секторе экономики, доказавшему свою эффективность. Можно ожидать принятие новых программ стимулирования экономики с участием лизинговой отрасли. В том числе, как стало известно, Министерство цифрового развития, связи, массовых коммуникаций Российской Федерации планирует развитие нового направления государственной поддержки  «Льготный лизинг IT», направленное на поддержку внедрения цифровых технологий, а также продукции отечественной электронной промышленности.
 
Участники констатируют, что:
- На рынке присутствуют программы субсидирования, в которых не применяются конкурентные механизмы отбора лизинговых компаний по четким критериям, оператором которых определена только одна лизинговая компания. По мнению участников Съезда такой подход не обеспечивает эффективное использование бюджетных средств
- в рамках программы субсидирования колесных транспортных средств существующие принципы отбора лизинговых компаний и  ограничения по лимиту в рамках одной лизинговой компании не более 20% от общего объема субсидий  могут привести к концентрации субсидий у нескольких лизинговых компаний;
- в 2020 году сложилась хорошая практика выделения под перспективные направления отдельных лимитов, например «доступная аренда»;
- для развития ESG-направлений требуется государственная поддержка.
 
Приняты решения:
1)      Поддержать деятельность ОЛА в данном направлении
2)      Разработать и направить в Минпромторг предложения по корректировке правил  субсидирования колесных ТС и дорожно-строительной техники с целью обеспечения доступа к программе широкому кругу компаний лизинговой отрасли
3)      Поддержать разработку новой программы субсидирования «Льготного лизинга IT» с учетом большой потребности в приобретении IT и серверного оборудования российскими предприятиями.
4)      Обратиться к Правительству и ключевым для отрасли Министерствам с предложением, начиная с 2022 года не принимать программ субсидирования, оператором которых определена одна лизинговая компания. Обратить внимание и попросить от лица отрасли создавать конкурентные механизмы отбора лизинговых компаний по четким критериям ввиду того, что конкурентные механизмы обеспечивают более эффективное использование бюджетных средств. 
5)      Поддержать разработку новой программы субсидирования специализированной  техники для транспортировки ТБО и оборудования для переработки ТБО.
6)      Обратиться к Министерству промышленности и торговли РФ с просьбой рассмотреть вопросы:
- выделения отдельного лимита на подпрограмму «Доступная аренда» для развития перспективных направлений (каршеринг, операционный лизинг, подписка);
- расширения списка транспортных средств, подпадающих под субсидирование с установлением динамической регрессивной шкалы субсидий в зависимости от локализации продукции.
7)      Обратиться к Министерству промышленности и торговли РФ и Минприроды РФ с инициативой о необходимости разработки программы поддержки ESG-направления через предоставление субсидий, в т.ч.:
- Электромобилей, включая грузовые;
           - Инфраструктуры для зарядки электромобилей;
           - Электрогенерирующих установок (солнце, ветер);
          - Спецтехники и оборудования для  лесовосстановления.
 
Тема: Отчетность компаний в БКИ
С 1 января 2022 года лизинговые компании обязаны предоставлять данные в бюро кредитных историй. Лизинговой отрасли предстоит провести огромную работу по настройке своих учетных систем и запуску процесса передачи данных. 
Участники отрасли обозначили следующие проблемы:
- не сформированы финальные требования по объему передаваемой информации – на сегодняшний день нет окончательного понимания, что именно нужно будет передавать историй;
- предоставление информации по договорам лизинга и связанным договорам возможно только с даты передачи имущества в лизинг;
- лизинговые компании не могут выделять проценты и основной долг из лизинговых платежей, могут передавать только суммы лизинговых платежей целиком;
- детализированные сведения о физических лицах – поручителях отсутствуют;
- данные по залогам, гарантиям, заявкам и судебным решениям часто отсутствуют в учетных системах; 
- многочисленные классификаторы, в том числе адресов, организационных форм, стран, городов на сегодняшний день отсутствуют в системах или требуют существенной модификации;
- в учетных системах часто отсутствует информация о типах банкротства юридических лиц и принятых судебных решениях;
- очень короткие сроки для предоставления данных по возникающим прострочкам платежей. На начальный период необходимо установить срок подачи информации 5 дней с последующим уменьшением до 3-х дней
- передача данных о заявках клиентов должна быть опциональная.
Приняты решения:
1)      Поддержать деятельность ОЛА в данном направлении и продолжить диалог с Банком России и ведущими кредитными бюро по решению вопросов перехода к сплошному предоставлению данных по лизинговым договорам в бюро кредитных историй.

Проработать с заинтересованными ФОИВами вопрос о переносе сроков начала сплошной передачи данных в БКИ для учета специфик



[1] Съезд Лизинговой Отрасли России, организуемый ведущей отраслевой ассоциацией - ОЛА, является главным событием года и местом встречи руководителей российских лизинговых компаний. В Съезде 2021 года приняли участие более 200 делегатов, представляющих 120 организаций.