Резолюция 8-го ежегодного Съезда Лизинговой Отрасли России

7 июня 2018

РЕЗОЛЮЦИЯ

8-го ЕЖЕГОДНОГО СЪЕЗДА ЛИЗИНГОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

31 мая 2018 г.

Мы, участники Съезда, отмечаем, что в настоящее время лизинговый рынок играет существенную роль в реализации задач обновления парка основных средств российских предприятий. Только в течение 2017 года объем лизингового бизнеса в России вырос на 48% по сравнению с аналогичным показателем 2016 года и достиг рекордных показателей в 1,1 трлн. рублей по стоимости переданных в лизинг основных средств, что, по предварительным оценкам, составляет 1,2% ВВП России. При этом объем рынка по сумме лизинговых портфелей превысил 3,4 трлн рублей, а доля сегмента МСП по объему нового бизнеса второй год подряд превышает 50%, а по количеству сделок – превышает 90%.

Лизинг играет существенную роль в поддержке сбыта российской машиностроительной продукции, в вагоностроении и автомобилестроении он занимает доминирующую роль.

Действующее законодательство позволило рынку вырасти за последние 13 лет в 8 раз по объему нового бизнеса и в 10 раз по объему лизинговых портфелей. При этом, согласно данным АО "Эксперт РА", уровень просрочек на лизинговом рынке ниже, чем на банковском: 0,85% уровень просрочки на рынке лизинга против 6,5% уровня просрочки корпоративного сегмента банковского сектора. Основная причина умеренного риска состоит в сохранении ТИТУЛА собственности за  ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИЕЙ на предмет лизинга. В то же время, величина потерь в лизинговом бизнесе несопоставимо меньше по сравнению с банковским сектором, так как лизинговые компании работают с реальным имуществом и имеют возможность изымать его в случае дефолта клиента.

При этом существует мировой тренд перехода от финансового лизинга к аренде с управлением жизненным циклом предмета лизинга. Уже 21% лизинговых сделок в 2017 году реализованы российскими лизинговыми компаниями в форме операционной аренды, а не финансового лизинга. Наиболее ярко данный тренд выражен в авиации и железнодорожном транспорте.

С юридическими лицами работает 99.2% лизингового рынка (Исследование АО "Эксперт РА" за 2016 год). Таким образом, лизинговые компании работают с профессиональными участниками рынка, которые не требуют такого высокого уровня защиты, как физические лица.

На текущий момент лизинговая отрасль характеризуется высоким уровнем контроля, осуществляемым по трем ключевым направлениям:

1.      Контроль через уведомление о каждой сделке. Обо всех лизинговых сделках уведомляются в  Федресурс и Финмониторинг. К 01.10.2017 г. за год работы в Федресурс отчиталось 518 лизинговых компаний из 85 регионов России в виде 243 тысяч сообщений о договорах лизинга, заключенных с 89 тысячами лизингополучателей. Дополнительно все лизинговые компании регулярно отчитываются ФНС, ФАС, Органам статистики и значительное количество анкетируются ЦБ РФ.

2.      Контроль и регулирование рынка лизинга через кредиторов. 70% источников финансирования (кредиты и облигации) контролируется ЦБ РФ, и 70% рынка предоставляет отчетность по МСФО. Обеспечение стабильности лизингового рынка уже достигается тем, что ЦБ РФ регулирует правила кредитования лизинговых компаний, правила эмиссии облигаций и правила раскрытия финансовой отчетности заемщиков денежных средств. Повышение требований ЦБ РФ к кредитованию лизинговых компаний обеспечит полную стабильность, так как через эти каналы происходит 95% покрытие рынка.

3.      Контроль и регулирование рынка через собственников лизинговых компаний. 40 компаний занимают 90% рынка по объемам портфелей. Рынок высоко концентрирован. По данным исследования ФАС на рынке работает 686 компаний. 72% рынка находится под контролем и управлением государства.

Дополнительная прозрачность отрасли может быть достигнута посредством расширения уже действующих механизмов без введения специального регулирования.

 

Тема: Реформа лизинговой отрасли

            Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ начали институциональную реформу лизингового рынка в начале 2016. На совещании в ЦБ РФ 09.06.2016 была сформулирована конечная цель институциональной реформы – «формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности финансового лизинга для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что, в конечном счете, будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике».

            Анализ итоговых предложений по регулированию, а именно проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и Концепции реформы частно-правового регулирования лизинговой деятельности, предусматривающей внесение изменений в ГК РФ, показал, что отдельное рассмотрение и принятие данных документов может дестабилизировать лизинговую отрасль и существенно замедлить ее развитие.

Отдельное введение регулирования финансовой аренды (лизинга) без конкретизации критериев отделения финансовой аренды (лизинга) от арендных правоотношений не позволит достичь цели реформы, будет способствовать неравной конкуренции между арендными и лизинговыми компаниями, а также приведет к оттоку сделок из финансовой аренды (лизинга) в арендные правоотношения.

Выделение финансового лизинга из арендных правоотношений, предлагаемое разработчиками изменений в ГК РФ, воспринимается на рынке как дискуссионное. Часть лизинговых компаний считает, что предлагаемые изменения и их несогласованность с другими изменениями, может привести к потере лизинговыми компаниями части своих прав как собственника имущества и приблизит трактовку взаимоотношений при финансовой аренде (лизинге) к кредитным взаимоотношениям. Независимо от того, в каком направлении будет двигаться разработка изменений в ГК и ФЗ "О лизинге", эти изменения ни в коем случае не должны ограничивать право собственности лизинговых компании в отношении лизингового имущества, тем более создавать базу для трактовки правомочий лизингодателя в отношении предмета лизинга как правомочий залогодержателя в отношении предмета залога.

Таким образом, необходимо одновременно обсуждать внесение изменений в законодательство о лизинге и в ГК РФ. Просим инициаторов реформы, Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ, проводить обсуждение изменений в законодательство о лизинге и в ГК РФ для конкретизации объекта регулирования, а введение административного регулирования для лизинговой отрасли осуществлять не ранее формирования соответствующей законодательной базы в сфере гражданского и налогового права.

В то же время участники Съезда отмечают, что не видят целесообразности в введении административного регулирования на лизинговом рынке, особенно без одновременного формирования соответствующей законодательной базы в сфере гражданского и налогового права. Рынок активно развивается и является одним из самых прозрачных. Он доказал свою состоятельность и роль в развитии экономики России. Цели дополнительного повышения прозрачности и формирования благоприятной операционной среды могут быть достигнуты внесением изменений в действующие нормативные акты.

 

Тема: Введение новых правил учета ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды».

Проект Федерального стандарта бухгалтерского учета «Бухгалтерский учет аренды» разработан и опубликован на сайте Минфина РФ. Применение стандарта предполагается с отчетности за 2020 год.

Планируемое изменение правил учета для лизингополучателей с переходом к отражению в активах права пользования имуществом по дисконтированному потоку лизинговых платежей может привести к отказу лизингополучателей сегмента МСП от лизинговых услуг в пользу иных форм использования имущества с более простым учетом.

Предполагается закрепление только одного варианта учета имущества на балансе Лизингополучателя в виде права пользования. Изменение балансодержателя актива для действующих сделок приведет к изменению условий подписанных договоров, к изменению плательщика налога на имущество и может привести к ухудшению финансового состояния лизингополучателей, что может повлечь потери для обеих сторон лизинговой сделки.

Считаем необходимым обратиться в Министерство Финансово РФ с просьбой учесть при разработке стандарта следующие предложения:

1.      Для лизингополучателей сегмента микро и малые предприятия ввести упрощенный порядок учета сделок финансовой аренды (лизинга), приравняв его к услуге.

2.      Не изменять правила учета долгосрочных действующих лизинговых сделок, а их отражение в отчетности проводить по правилам нового стандарта.

 

Тема: отнесение лизинговых компаний к Некредитным финансовым организациям (НФО) и перевод их на Единый план счетов (ЕПС)

            Итоговые предложения по регулированию относят лизинговые компании к Некредитным Финансовым Организациям (НФО). Присвоение лизинговым компаниям такого статуса автоматически обязывает их вести бухгалтерский учет своей деятельности на основании единого плана счетов (ЕПС) некредитных финансовых организаций.

            Данный аспект реформы вызывает наибольшую обеспокоенность и возражения лизинговых компаний в связи с существенными издержками отрасли при переходе на ЕПС и адаптации внутреннего и внешнего документооборота в связи с этим переходом. Это приведет, в свою очередь, к росту стоимости для конечных потребителей и снижению доступности лизинга. 

Просим инициаторов реформы учесть данные возражения при работе над законопроектом и не относить лизинговые компании к некредитным финансовым организациям (НФО) и не переводить на Единый план счетов.

            В случае если Лизинговые компании не будут приравнены к НФО и не переведены на ЕПС, они тем не менее будут готовы обеспечить заинтересованные органы всей необходимой информацией для осуществления функций контроля и анализа за финансовой устойчивостью субъектов лизинговой отрасли.

 

Тема: Электронный паспорт транспортного средства.

Объединенная Лизинговая Ассоциация приняла активное участие в изучении процесса внедрения Электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС), которое планируется к осуществлено с 01 июля 2018 г. в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122.

По результатам детального анализа нормативно-правовых актов, затрагивающих работу системы электронных паспортов транспортных средств, был выявлен ряд проблем, для решения которых были подготовлены и направлены письма в:

- Министерство торговли и промышленности РФ (письмо № 01/01 от 15.01.2018 г.);

- Министерство внутренних дел РФ (письмо № 49/04 от 09.04.2018 г.).

Основными проблемами на текущий момент являются:

1.         Отсутствие в системе ЭПТС данных обо всех собственниках транспортного средства.

2.         Отсутствие единых тарифов на услуги АО «Электронный паспорт», являющегося оператором-монополистом в сфере выдачи ЭПТС.

3.         Отсутствие возможности заключить с АО «Электронный паспорт» договор о подключении к системе ЭПТС, так как оператор не разработал шаблон такого договора.

4.         Отсутствие в нормативных документах четко регламентированного процесса отражения в системе ЭПТС перехода права собственности на ТС к новому собственнику.

5.         Финансовые затраты лизинговых компаний, связанные с необходимостью закупки программного обеспечения для подключения к системе ЭПТС в размере 150 000 рублей (на 8-10 рабочих мест), а также затраты на внесение записей о переходе права собственности, записей о передачи ТС в лизинг, получение выписок из ЭПТС, исторических справок.

6.         Отсутствие регистрационного номера транспортного средства и номера свидетельства транспортного средства в ЭПТС, что усложнит работу по отслеживанию и оплате штрафов ГИБДД по ТС, зарегистрированным за лизингополучателями.

По итогам работы Съезда участниками рынка приняты решения:

Поддержать направленное в Министерство внутренних дел Российской Федерации письмо, которое обращает внимание данного государственного органа на проблемы, выявленные в процессе изучения нормативно-правовых актов по вопросам внедрения ЭПТС.

Тема: Профстандарты

Объединенная Лизинговая Ассоциация  приняла активное участие в процессе подготовки профессионального  стандарта "Специалист по лизинговой деятельности" при курировании представителя Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.

Данный стандарт утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.06.2017 № 515н.

Профессиональный стандарт может быть применен:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Относительно дальнейшего развития данного проекта – определения потребности  лизингового рынка в разработке квалификаций для проведения независимой оценки квалификации (в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 года № 726н «Об утверждении положения о разработке наименований квалификаций и требований к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации»), участники  Съезда отметили,  что в настоящий момент лизинговая отрасль находится в стадии реформирования, в частности имеется неопределенность важнейшего аспекта реформы – основополагающей нормативно-правовой базы (планируется изменений ГК РФ в части лизинга, ФЗ РФ «О финансовой аренде (лизинге), правил ведения бухгалтерского учета лизинговых операций).

В связи с планируемым изменением основополагающих нормативных документов лизинга в настоящее время отсутствует пакет законодательных актов, который будет действительным в ближайшей перспективе и должен лечь в основу разработки квалификационных требований.

Предлагаем проводить систематический мониторинг развития ситуации по реформированию лизинговой отрасли и внесению изменений в гражданское законодательство, после проведения соответствующих изменений в нормативно-правовой базе вернуться к процессу разработки профстандартов и квалификационных требований.

 

Тема: Лизинговое финансирование МСП

Существующая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства» нуждается в актуализации, в том числе, путем прямого упоминания в ней лизингового финансирования с введением критериев, которые необходимо достичь для повышения доступности лизинга для МСП.

Работа над изменениями такой модели ведется, в том числе, АО «Корпорация «МСП», субъектами федерации.

Актуальным представляется последовательное упоминание лизинга в государственных и муниципальных программах субсидирования лизинговых сделок, в том числе, сделок МСП, которое повысит привлекательность региональных рынков для существующих лизинговых компаний. Это же позволит избежать чрезмерной раздробленности рынка.

Количество предметов лизинга в расчете на определенное количество МСП, полученное последними в течение года, может являться важным показателем доступности финансирования для МСП. Данный норматив стал бы очевидным фактором роста бизнеса МСП.

Кроме того, кредиты, выданные банками лизинговым компаниям и потраченные последними на сделки с МСП, также должны засчитываться для целей определения достижения показателей лизингового финансирования МСП и финансовой поддержки МСП в целом.

Приняты решения:

Поддержать указание лизинга в качестве важного направления финансирования МСП и включение его, в связи с этим, в государственные и муниципальные программы субсидирования сделок МСП. Поддержать установление количественных нормативов, связанных с предметами лизинга, переданными МСП в течение года, как важного фактора роста доступности и распространенности лизингового финансирования МСП и финансовой поддержки МСП в целом. Предложить засчитывать объем кредитов, выданных банками лизинговым компаниям и потраченных последними для сделок с МСП, для целей выполнения нормативов финансирования МСП.

 По итогам работы Съезда участниками рынка приняты решения:

1.      Участники Съезда отмечают, что не видят целесообразности в введении административного регулирования на лизинговом рынке, особенно без одновременного формирования соответствующей законодательной базы в сфере гражданского и налогового права.
 
2.      Просим инициаторов реформы, Министерство Финансов РФ и ЦБ РФ, проводить обсуждение изменений в законодательство о лизинге и в ГК РФ для конкретизации объекта регулирования с привлечением лизинговых ассоциаций, а введение административного регулирования для лизинговой отрасли осуществлять не ранее формирования законодательной базы в сфере гражданского права.
 
3.      Просим Министерство финансов при разработке ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» рассмотреть возможность ввести упрощенный порядок учета сделок финансовой аренды (лизинга), приравняв его к услуге для лизингополучателей сегмента микро и малые предприятия, лизинговые сделки, заключенные до вступления в силу новых стандартов бухгалтерской отчетности, в целях обеспечения стабильности гражданского оборота, должны регулироваться по правилам, существовавшим на момент заключения таких лизинговых сделок.
 
4.      Просим инициаторов реформы не относить лизинговые компании к НФО и не вводить для них Единый план счетов. Дополнительная прозрачность отрасли может быть достигнута с применением действующих правил учета, особенно с введением новых правил ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды».
 
5.      Поддержать направленное в Министерство внутренних дел Российской Федерации письмо, которое обращает внимание данного государственного органа на проблемы, выявленные в процессе изучения нормативно-правовых актов по вопросам внедрения ЭПТС.
 
6.      Проводить систематический мониторинг развития ситуации по реформированию лизинговой отрасли и внесению изменений в гражданское законодательство, после проведения соответствующих изменений в нормативно-правовой базе вернуться к процессу разработки профстандартов и квалификационных требований.
 
7.      Поддержать указание лизинга в качестве важного направления финансирования МСП и включение его, в связи с этим, в государственные и муниципальные программы субсидирования сделок МСП. Поддержать установление количественных нормативов, связанных с предметами лизинга, переданными МСП в течение года, как важного фактора роста доступности и распространенности лизингового финансирования МСП и финансовой поддержки МСП в целом. Предложить засчитывать объем кредитов, выданных банками лизинговым компаниям и потраченных последними для сделок с МСП, для целей выполнения нормативов финансирования МСП.
 
8.      Поддержать меры Правительства РФ,  реализуемые Постановлениями № 451 и №518. Считаем необходимым развить аналогичные программы стимулирования продаж сельхозтехники и оборудования, конечным пользователям и таким образом унифицировать механизмы государственной поддержки. Поддержать меры Правительства РФ, стимулирующие экспорт транспортных средств за рубеж, в т.ч. с использованием механизмов лизинга.
 
 _________________________________________________________________________________

Съезд Лизинговой Отрасли России, организуемый ведущей отраслевой ассоциацией - ОЛА, является главным событием года и местом встречи руководителей российских лизинговых компаний. В Съезде 2018 года приняли участие 173 делегата представляющих 122 организаций.