В ОЛА состоялось online заседание комитета по страхованию

13 мая 2020

Обсуждалась проблематика страхования по договорам КАСКО, ОСАГО, при использования ЭПТС и переходе на ЭДО

28 апреля 2020 года Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) провела  online заседание комитета по страхованию

Участники заседания обсуждали создавшуюся экономическую ситуацию и антикризисные меры, актуальные вопросы, касающиеся страхования КАСКО, ОСАГО,  новые проблемы и вызовы рынка, были рассмотрены особенности страхования имущества с Электронным ПТС, конкретные кейсы и многие другие вопросы.

В online заседании комитета ОЛА по страхованию приняли участие 45 представителей компаний-членов ОЛА, в зоне ответственности которых находятся  вопросы страхования лизингового имущества.

 
Директор ОЛА Татьяна Позднякова отметила, что ситуация с коронавирусом повлияла на экономику и вынудила «поставить на паузу» ряд направлений в работе, чтобы переключить внимание на более актуальные темы. Были озвучены меры для поддержки отрасли, предпринятые ассоциацией за последний месяц. Проводится мониторинг текущей ситуации по взаимодействию лизинговых компаний с банками и клиентами. Ведется диалог с Банком России, происходит общение с субъектами Российской Федерации по вопросам обеспечения функционирования лизинговых компаний хотя бы в ограниченном режиме.
 
Руководитель страхового комитета ОЛА, руководитель управления по работе с лизинговыми компаниями  АльфаСтрахование Татьяна Лещинская затронула вопросы повышения экономической эффективности компаний в условиях меняющейся экономики и страховой отрасли в стране и мире. Спикер отметила, что наиболее пострадали от кризиса предприятия малого и среднего бизнеса в отличие от крупного бизнеса, связанного с государственными контрактами. Несмотря на сложившуюся ситуацию, страховая отрасль продолжает оставаться социально значимой, перейдя в удаленный режим оказания услуг.
 
Руководитель департамента автострахования компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев рассказал о трендах развития лизингового КАСКО в России, а также об антикризисных предложениях рынка по автострахованию. Рынок КАСКО в первом квартале развивался опережающими темпами, однако  в конце марта продажи нового бизнеса остановились. За апрель продажи на рынке упали на 70%. Наиболее пострадали дилеры и лизинг. Кризис, по  убеждению докладчика, может изменить бизнес к лучшему, и сложившуюся ситуацию нужно воспринимать как огромное поле для возможностей. С другой стороны, кризис переживут не все. Спикер отметил, что в текущем остром периоде 2-го квартала страховые компании  стремятся лояльно реагировать на запросы лизингополучателей в части реструктуризации очередных платежей за страхование. В настоящий момент задачей страховой и лизинговой компании является  вместе удержать клиента в своем периметре и вернуться к классическому взаимодействию после выхода из кризиса.  Спикер отметил огромный запрос на диджитализацию со стороны клиентов. Другая тенденция в автостраховании – пересмотр продуктовой линейки в пользу наиболее актуальных услуг. Были рассмотрены конкретные кейсы в дискуссионном формате.
 
Темой выступления Вице-президента, руководителя дирекции по работе с лизинговыми компаниями САО "ВСК" Маргариты Гуцевой стали особенности заключения, расторжения и изменения договоров страхования КАСКО, ОСАГО имущества с электронным ПТС. На текущий момент есть все инструменты как у лизинговой компании, так и у страховой компании для работы по заключению полисов ОСАГО, КАСКО и спецтехники для единиц с электронным ПТС. Для новых единиц риски аналогичны, что и с обычным бумажным ПТС. В части ОСАГО проводится проверка через РСА, чья информационная система интегрирована с Базой данных электронных ПТС, что позволяет проверять достоверность сведений, указанных в ЭПТС. Для б/у единиц есть риск, связанный с отсутствием истории владения ТС/спецтехникой, отсутствием информации о возможной негативной информации в прошлом, что не позволяет всеобъемлюще оценить риск.
 
Заместитель Директора  Департамента корпоративного бизнеса ООО СК «Согласие» Александр Дворецкий рассказал собравшимся о комплексном продукте страхования КАСКО и ОСАГО и перспективах применения гибридного полиса для страхования лизингового имущества, в частности, такси. Так, с 08.03.2020г. страховщики получили возможность указывать данные о наличии у автовладельца полиса добровольного автострахования на обратной стороне полиса ОСАГО. Для такого случая Центробанк как регулятор установил минимальные требования к условиям осуществления добровольного автострахования, где риски КАСКО это  утрата (гибель) или повреждения транспортного средства. Кроме того, он может предусматривать безусловную франшизу, но не более 20% от страховой суммы. Сведения о заключении договора каско отмечаются на обратной стороне полиса ОСАГО. Срок действия такого договора каско должен совпадать с действием полиса ОСАГО. Если действие полиса ОСАГО прекратится, то это автоматически с той же даты распространяется и на добровольное КАСКО. В то же время договор каско можно будет расторгнуть, в том числе в период охлаждения (14 дней после заключения).  Гибридный полис ОСАГО + КАСКО может быть как бумажным, так и электронным. Участники заседания пришли к выводу, что данный полис пока не пользуется популярностью, так как  требует одновременное соблюдение многих условий, в т.ч. по срокам и прочим параметрам. Он также не подходит для лизинговым компаниям, страхующим предмета лизинга на весь срок лизинга по многолетним полисам. Было решено провести опрос членов ОЛА о востребованности опции при работе с лизингополучателями и оценить перспективы применения данного порядка оформлении полисов.
 
С комментариями и обзором изменений по ОСАГО 2020 выступил руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров. Спикер сообщил, что есть дорожная карта Минфина РФ и ЦБ РФ по либерализации страховых тарифов по ОСАГО. Вышел Законопроект, утвержденный в первом чтении в марте 2020 года и определяющий ряд изменений в страховании ОСАГО, в том числе учет дополнительных факторов вероятности причинения вреда (нарушение ПДД, использование с прицепом пр.), уточняющие подходы к определению КБМ, максимальному размеру премии, сезонности использования ТС. Среди позитивных изменений докладчик выделил запуск новой платформы автоматизированной информационной системы с новым функционалом в плане учета договоров. 24.04.2020 был подписан и опубликован Закон N 149-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который позволяет Агентам/Брокерам участвовать в оформление договоров страхования в электронном виде (по добровольным видам и обязательным). В части ОСАГО закон вступит в действие с 01.08.2020, по добровольным видам – с момента публикации.
 
Татьяна Лещинская выразила уверенность, что ОСАГО как обязательный вид страхования не покинет отечественный страховой рынок и хозяйственную деятельность, и начатая два года назад реформа ОСАГО будет продолжаться.
 
Своим опытом использования электронного документооборота (ЭДО) при страховании предмета лизинга поделился Николай Алексеев, директор по брокериджу и страхованию компании «Интерлизинг». Применение ЭДО, отметил докладчик, – это будущее, под которое необходимо подводить все бизнес-процессы. В 2020 году планируется перейти на подписание всех полисов страхования имущественных видов посредством электронной цифровой подписи (ЭЦП), то есть внедрить возможность оформления полисов полностью в замкнутом цикле электронного документа. Актуальность данного вопроса была очевидна еще до принятых правительством карантинных мер, однако в создавшейся ситуации она только повысилась.
 
Кроме намеченных повесткой дня заседания был затронут вопрос  Мониторинга позиции лизингополучателей в части отказов от страхования лизингового имущества. За последнее время наблюдается тенденция отказа клиентов от страхования в принципе, особенно для крупных автопарков как грузовых, так и легковых машин. При этом усеченное покрытие по КАСКО, применение франшиз и прочие инструменты для снижения страховой премии не склоняют клиента страховаться, считая это неэффективной тратой средств компании.
 
В цепочке лизинговой сделки практика отказа от КАСКО также существует, но рассматривается индивидуально ситуация каждого клиента и наличие обоснования для такого отказа. Чаще всего лизинговые компании делают исключения для крупных логистических центров, такси и каршеринга. В таком случае лизинговая компания принимает на себя риск финансового дефолта лизингополучателя, невозможности исполнения обязательств в случае выхода из деятельности части парка или иных событий. В тоже время отсутствие страхования идет в противоречие с законодательством, говорящего о необходимости страхования предмета лизинга, а также требованиями кредитующих банков, обуславливающих страхование предмета залога. Участники заседания решили проводить совместную политику Лизингодателей по поддержанию уровня застрахованности имущества. При финансировании операторов крупных логистических парков ввести рекомендации по применению систем телематики. Страховщикам рассмотреть возможность страховых продуктов с повышенными франшизами и/или в рамках ответственности по ОСАГО.
Несмотря на то, что заседание проводилось в онлайн-режиме, присутствующие отметили удобство подобного формата. Всем желающим была предоставлена возможность участвовать в формировании повестки будущих заседаний.
 
По итогам проведенного голосования в конце мероприятия, было решено создать профильный чат в whats app  для обмена информацией и опытом. Для ОЛА это будет уже 5-й чат по специализированным вопросам отрасли и реальное содействие участникам ассоциации в решении вопросов и получении информации.
 
Благодарим руководителя комитета Татьяну Лещинскую за профессиональное ведение мероприятия! Выражаем благодарность членам комитета за подготовку и проработку повестки дня, а всем участникам за активную работу во время мероприятия!
 
Подробнее о деятельности комитета ОЛА по страхованию можно прочитать здесь ЗДЕСЬ