Настоящее и будущее автолизинга обсудили участники рынка

1 декабря 2020

Прошла конференция "Автолизинг и спецтехника" с участием более 90 представителей
24 ноября успешно проведена шестая ежегодная конференция «Автолизинг и спецтехника», затрагивающая важные для отрасли проблемы: развитие лизинга автотранспорта и легковых автомобилей, грузовых автомобилей, спецтехники, изменение модели потребления, развитие операционного лизинга и каршеринговой отрасли, вопросы господдержки и многое другое. Организатор конференции - Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА)
 
Конференция собрала около 90 представителей лизинговых компаний, в ней также приняли участие: Национальная ассоциация арендодателей строительной техники (НААСТ), Общественный Совет по развитию такси, производители, поставщики и дилеры автотранспорта и спецтехники, каршеринговые компании, таксомоторные предприятия. Конференция носит статус международной, в ней приняли участие представители лизингового бизнеса Беларуси, Узбекистана и Латвии.
 
Стратегическим партнером конференции выступила ГК "Форвард" - это российский производитель систем безопасности и мониторинга предметов лизинга.
 
Модератором конференции выступил Евгений Колесов, управляющий директор ДКиСКБ Банка "Санкт-Петербург»
 
Сессию открыла аналитическая презентация партнера компании EY Андрея Томышева, отразившая текущее состояние российского автомобильного рынка и перспективы его развития с учетом государственной поддержки. Он рассказал о том, как цены на нефть, курс валют и потребительская активность влияют на мировой и российский автомобильный рынок. Было отмечено, что пандемия и текущий кризис безусловно сказались на продажах, однако по итогам 2020 года наш российский автомобильный рынок чувствует себя получше, чем мировой – в настоящий момент Россия поднялась на одно место, занимая десятое место по объемам продаж. Относительно структуры модели создания стоимости в автопроме, постепенно фокус смещается с продукта на сервисную составляющую, на систему услуг мобильности вокруг клиента. Резюмируя выступление можно говорить о тренде позитивного развития лизинга автотранспорта в России в долгосрочной перспективе.
 
Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса компании ВТБ Лизинг,  остановился подробнее на анализе статистики рынка автолизинга из различных источников, отметил важность унификации сбора данных от компаний, исходя из единого понимания и методологии. Относительно трендов, влияющих на динамику роста автолизинга, спикер особенно отметил программы господдержки: Минпрома, Минтранса и программы в части сельхозтехники, Минсельхоза. Спикер сделал акцент на важность необходимости совершенствования работы над программами, чтобы они удовлетворяли принципу добросовестной конкуренции, принципу определенных справедливых правил игры для всех участников рынка. Спикер также отметил обновление парка такси и расширение каршеринга. Эти ниши продолжают развиваться на фоне цифровизации процессов покупки автомобилей и сформированного отложенного спроса в связи с ограничениями, вызванными пандемией.
 
В первом модуле сессии представители крупных лизинговых компаний обменивались собственными бизнес-наработками и кейсами. Директор департамента корпоративного бизнеса компании «СберЛизинг» Ольга Кириллова представила прогноз развития лизинга в сегментах спецтехники, грузовых и легковых автомобилей, а также поделилась основными трендами рынка. Одним из важных фокусов является диджитализация – дальнейшее развитие удаленных каналов продаж, электронного документооборота и цифровых продуктов. Также был сделан акцент на увеличение роли продаж дополнительных услуг, что позволяет комплексно решить задачу, а не просто финансировать автомобиль в лизинг.
 
Презентация Руслана Коршунова из рейтингового агентства «Эксперт РА» была посвящена российскому автолизингу. Несмотря на проблемы, вызванные текущей ситуацией, отмечается рост лизингового портфеля, а также формирование условий для развития оперлизинга автомобилей вследствие низких процентных ставок в экономике. Кроме того, отмечается увеличение доли банковского присутствия за счет дочерних компаний банков, активно наращивающих свои позиции в автолизинге, что приводит к ужесточению конкуренции в отрасли.
Состоялся диалог с автопроизводителями – ключевыми контрагентами лизинга. Алексей Винер, руководитель развития корпоративных продаж Volvo Car отметил, что более 70% всего объема, который продается в корпоративных продажах на текущий момент Volvo Car Россия, приходится на финансовый лизинг и операционный лизинг. Дилерский канал продаж является очень важным, текущая дилерская сеть  бренда Volvo  является стабильной и происходит постоянный мониторинг дилерской сети.
Дмитрий Астрахан, руководящий корпоративными продажами Jaguar Land Rover, подробнее остановился на вопросе развития  инструментов онлайн-продаж, адаптирующихся к запросам рынка. Спикер отметил, что самое главное в онлайн продажах – это доверие, когда производитель должен и может убедить дилерскую сеть в том, что созданный инструмент является надежным, достоверным, которым можно пользоваться.
 
Влиянию экологии на лизинговый рынок в целом и европейский авторынок в частности была посвящена презентация представителя Латвийской ассоциации лизинговых компаний Евгения Белезяка. «Дизельгейт» переориентировал мировой автопром на электроприводные модели автомобилей. Благодаря высокой скорости смены технологий к 2030 г. электромобили составят около 30 % от общего автотранспорта, серьезно конкурируя с машинами, оснащенными двигателем внутреннего сгорания. Модель лизинга по подписке идеально встраивается в реалии цикличной экономики, ориентированной на продление жизненного цикла активов.
 
Выступление гендиректора лизинговой компании «КАМАЗ» Андрея Гладкова было посвящено развитию рынка грузовых автомобилей и сегмента лизинга. Спикер отметил снижение темпа прироста рынка в целом в 2019 году на 2%, в текущей ситуации пандемии эта динамика продолжится и в 2020 году - рынок грузовой техники класса КАМАЗ к концу года покажет снижение около 11%. На этом фоне рынок лизинга марки КАМАЗ, в отличие от общего рынка грузовиков, небольшими темпами, но прирастает. В этом году прирост составит 1%. Спикер также упомянул, что каждый третий магистральный тягач на дорогах страны сегодня - это КАМАЗ.
 
Гендиректор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи рассказала о перспективах развития лизинга в сегменте коммерческих автомобилей и специальной техники. По итогам 9 месяцев 2020 года количество оформленных в лизинг грузовых автомобилей сократилось на 2,0%, LCV и автобусов – на 9,4% и 12,1% соответственно. При этом, лизингополучатели приобрели на 2,1% больше прицепной техники и на 6,4% больше спецтехники, чем за аналогичный период прошлого года. Основными лизингополучателями коммерческой и специальной техники остаются микропредприятия, и их доля растет (за исключением LCV). Во-первых, у лизингодателей растет интерес к финансированию сегмента МСП. Во-вторых, субъекты малого бизнеса все чаще обращаются к лизингу, поскольку уровень их закредитованности достаточно высокий, собственных средств недостаточно, и они вынуждены искать альтернативные источники финансирования. Генеральный директор лизинговой компании «Элемент Лизинг» Андрей Писаренко также отметил тесную связь и влияние положения малого и среднего бизнеса на перспективы развития лизинга в сегменте легковых коммерческих автомобилей. Он уточнил, что сегодня это положение можно охарактеризовать как неопределенное, подразумевая под этим сложности планирования приобретения транспорта в лизинг в перспективе 6-12 месяцев. На этом фоне большая часть малого и среднего бизнеса свои покупки сокращает и предпочитает ремонтировать ту технику, которая у них есть, не очень охотно идет на обновление, а тем более на расширение автопарка.
 
Председатель Совета Директоров ООО «НАК Машинери» Сергей Килейников рассказал о текущем положении дел на рынке спецтехники. По мнению спикера в этом году рынки дорожно-строительной техники демонстрируют положительную динамику и показатели компаний, с точки зрения оборота и прибыльности, будут на 5-10%  выше, чем в прошлом году.
 
Исполнительный директор компании ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов в своем выступлении отметил, что в этом году рынок спецтехники, к сожалению, просядет на 5-10%. А также поделился опытом использования программ льготного лизинга, которые позволили компании в этом году  увеличить свои продажи на 10%.
 
Во второй части сессии обсуждались специализированные лизинговые продукты и изменения услуг потребления автотранспорта и спецтехники. Партнер компании EY Сергей Павлов в докладе, который был основан на исследованиях,   проводимых вместе с европейскими коллегами по восточно-европейскому рынку, в котором  Россия в этом году впервые принимала  участие, были отражены изменения в моделях потребления автомобилей и тенденции на рынке мобильности. Было отмечено, что основное влияние ковида-  это отложенная покупка, далее,  около 20%, люди не отложили покупку, а  перешли к более дешевому сегменту автомобилей. При этом 45%, как ни странно, не изменили своих планов. Также спикер отметил высокий уровень готовности к онлайн-покупке автомобилей на основании респондентов исследования, при этом обратил внимание, что речь скорее идет о том, насколько в принципе потенциальные клиенты считают покупку нового автомобиля онлайн понятной, а не саму готовность покупать. 
 
Дополнительно было отмечено, что все больше клиентов заинтересованы в услуге подписки на автомобили. Цель лизинговых компаний, производителей и дилеров – сформировать привлекательный для потребителя продукт.
 
Несколько выступлений конференции, задающих тон дальнейшей дискуссии, были посвящены вопросу операционного лизинга. Артем Киселев, директор по продажам продуктов компании ВТБ Лизинг, перечислил предпосылки для развития операционного лизинга, в частности, обновление парка каршеринговых компаний и общий запрос бизнеса на экономию бюджета на транспорт.  Своим видением развития операционного лизинга в России поделился вице-президент ОЛА,  финансовый директор компании «СберЛизинг» Алексей Киркоров. Отправной точкой доклада стала европейская статистика, которую привел спикер. В ней доля операционного лизинга у трех лидирующих стран: Великобритании, Германии и Франции составляет в новом бизнесе порядка 37%. В России на текущий момент это лишь 3%. Спикер подробно остановился на расчетах, связанных с риском остаточной стоимости, который возникает при операционном лизинге, обратил внимание на важность накапливания статистики по рынку и способность учиться управлять остаточной стоимостью. Чем более умело лизинговые компании смогут прогнозировать и управлять этими величинами, тем будет более правильное и качественное обслуживание имущества и правильная продажа после окончания срока сделки.  
 
Президент Национальной ассоциации арендодателей строительной техники (НААСТ) Валерий Клименко обозначил тенденции отечественного рынка аренды строительного оборудования. По данным спикера центр аренды последнее время перемещается на восток, в Приволжский, Дальневосточный и Сибирский регионы. Наибольшее падение арендных оборотов отмечалось в Москве и  Московской области  в следствии  закрытия строек на несколько недель из за пандемии.  Выход на уровень объёмов аренды 2019 года в местной валюте возможен к середине 2021 года.
  
Заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Григорий Цыба рассказал о развитии программы господдержки "Доступная аренда" для лизинговых компаний и ответил на вопросы участников конференции. По словам спикера, Минпромторг России долго шел к поддержке сегмента операционного лизинга для арендного бизнеса, с 2015 года. Основные пользователи программы - лизинговые организации, которые непосредственно передают в оперативный лизинг автомобиль, а также каршеринговые компании и арендные компании, которые передают машину в аренду для долгосрочных или краткосрочных аренд. По мнению спикера до конца года ожидается, что все поставленные цели будут выполнены, продажи по программе составят не менее 10 000 автомобилей, программа будет продолжаться в следующем году.
 
Сегодня каршеринг становится новым полноценным потребителем лизинга. Особенностям ведения бизнеса был посвящен доклад Елены Мурадовой, сооснователя и управляющего директора каршеринговой компании BelkaCar.
 
Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова отметила основные проблемы взаимодействия таксомоторной отрасли с лизинговыми компаниями. В частности, спикер упомянула о высоких ставках за счет формирования мнения, что такси — высоко рискованный бизнес, о проблемах с возмещением ущерба при ДТП, а также об отсутствии возможности приобретения автомобилей со вторичного рынка. Она также сделала ряд предложений по оптимизации страхования КАСКО: изменить вариант страхования с полной стоимости автомобиля на процент от стоимости пропорционального остатка по лизинговым обязательствам, рассмотреть возможность замены КАСКО на поручительство или залог иного имущества. Кроме того, спикер предложила вариант группового страхования.
 
Представитель компании «Форвард» Дмитрий Дацыков рассказал о преимуществах оборудования, поставляемого для лизинговых компаний, и об интеграции данных с CRM-системами.
 
Завершил конференцию доклад коммерческого директора компании Royal Capital Антон Исаев, который видит перспективы в развитии мощной коллаборации финансовых инструментов для физических лиц: подписки, аренды, классического финансового лизинга, то есть массой мобильностей, из которых физическое лицо на территории Российской Федерации будет выбирать наиболее удобный инструмент под свои задачи.  
 
В завершение мероприятия модератор конференции Евгений Колосов подчеркнул, что гибкость лизинговой отрасли позволяет развивать рыночные предложения в данной сфере.
 
ОЛА выражает благодарность:
·         Евгению Колесову, управляющему директору ДКиСКБ Банка "Санкт-Петербург», за профессиональное ведение и помощь в подготовке конференции
·         Вячеславу Михайлову, начальнику управления развития бизнеса ВТБ Лизинг, за консультационную поддержку при подготовке конференции
 
Благодарим всех спикеров и участников за большую работу на конференции и ждем на конференции в ноябре 2021 года!