Участники рынков страхования, такси и лизинга обсудили проблематику получения полисов ОСАГО для таксопарков.

10 марта 2021

В феврале 2021 года состоялось совещание «Страхование такси – актуальные вопросы и решения». Организаторы совещания: страховой комитет Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА) и Общественный Совет по развитию такси (ОСРТ), участники совещания: Российский союз автостраховщиков (РСА), Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), страховые компании: ПА «Альфа Страхование», «Абсолют Страхование», «Страховой дом ВСК», «Согласие», «Росгосстрах», лизинговые компании – лидеры в сегменте финансирования такси: Альфа-Лизинг, «ВТБ Лизинг», ЛК "Европлан", СберЛизинг, «Контрол Лизинг», «Мэйджор Лизинг» и представителей таксопарков.
 
 Участники совещания проанализировали проблематику страхования ОСАГО для страховых компаний и таксопарков, получения страховых полисов ОСАГО для транспортных средств, эксплуатируемых в режиме такси, урегулирования убытков; рентабельности портфеля такси по ОСАГО; добровольное страхование такси.
 Руководитель страхового комитета ОЛА Татьяна Лещинская отметила, что планируемый темп роста парка такси составит более 20% в перспективе до 2025 года. Действующий, легальный парк такси составляет порядка 400 тысяч единиц, 70% этого парка профинансировано лизинговыми компаниями, т.о. такси - это один самых быстрорастущих сегментов рынка транспортных услуг. Лизинговые и страховые компании заинтересованы в развитии сотрудничества с таксопарками для получения рентабельного бизнеса.
 
 Лизинговые компании системно работают со страховщиками над формированием страховых решений для обеспечения эффективного управления рисками субъектов лизинговой сделки и конкурентных тарифов, повышения сервиса при урегулировании убытков, адекватным формированием страховой защиты лизингового портфеля, в том числе сегмента такси.
 
 Председатель Общественного Совета по развитию такси Ирина Зарипова указала, что сейчас на рынке такси работают легальные и нелегальные операторы. Одна из важнейших причин, возникновения проблемы страхования ОСАГО у таксопарков, низкий профессиональный уровень водителей такси, виновников большинства ДТП. Миграция таких водителей между таксомоторными предприятиями, фактически формирует высокую убыточность таксомоторных предприятий.

 Участники легального таксомоторного рынка заинтересованы в честном и прозрачном страховании по ОСАГО.

По заказу общественного совета по развитию такси на регулярной основе проводятся исследования, направленные на определение причин и динамики аварийности в сегменте такси. Результаты исследования, проведенного в 2020 году, будут предоставлены страховому сообществу.
 
Представитель РСА Михаил Порватов подтвердил, что в соответствии с актуальной статистикой по страхованию, сегмент такси является более убыточным для страховщиков по сравнению с другими сегментами и напомнил , что договор ОСАГО, в соответствии с Гражданским кодексом и с законом об ОСАГО, является публичным договором, то есть страховщик не вправе отказать в его заключении, прямо или косвенно. Для заключения договора страхования таксопаркам необходимо действовать в соответствии с действующим законодательством.
РСА готов участвовать в формировании и реализации мер для формирования ресурсов, направленных на повышение прозрачности отрасли и устранения проблем страхования ОСАГО для таксопарков и страховщиков.
 
Вице-президент НССО Светланы Гусар указала на необходимость открытия страховщикам доступа к актуальной информации по легальному и нелегальному рынку такси, необходимого для получения ими объективного анализа убыточности и корректного определения страхового тарифа для договоров ОСАГО в сегменте такси на этапе заключения договора страхования.
Наталья Гинзбург, представитель компании «Европлан», поделилась положительным опытом страхования ОСАГО для такси. «Европлан» совместно со страховыми партнерами реализует продуктовое решение и обеспечивает таксопарки полисами ОСАГО на время действия договора лизинга, поддержку при урегулировании убытков и приемлемую для страховщиков рентабельность за счет действующей системы скоринга лизинговой компании и предоставления страховщику достоверной информации о риске.
 
По итогам совещания все участники указали на высокую социальную значимость такси для экономики РФ; определили основные меры необходимые для устранения проблем при страховании ОСАГО такси: формирование федерального реестра о транспортных средствах имеющим разрешение на деятельность такси на территории РФ, заключения договора страхования ОСАГО в отношении транспортных средств с обязательной проверкой наличия разрешения на использование в режиме такси, проведение аудита автомобилей, работающих в режиме такси и застрахованных по ОСАГО без признака «такси» совместно с агрегаторами такси, повышение профессионализма водителей такси.
 
Работа по реализации указанных мер будет продолжена отраслевыми объединениями в рамках рабочих совещаний.