Антикризис

Поддержка отрасли
25 октября 2022 г.

ОЛА отправила ответ в Минтранс России и Минпромторг России на полученный запрос в связи с обращением общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» от 05.10.2022 № 051022-1

ОЛА отправила ответ в Минтранс России и Минпромторг России на полученный запрос в связи с поручением Минтрансу России и Минпромторгу России Председателем Правительства Российской Федерации М. Мишустиным от 06.10.2022 № ММ-П9-16865р рассмотреть обращение общественной организации по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива» от 05.10.2022 № 051022-1.

ОЛА просит не внедрять режим лизинговых каникул для компаний, аффилированных с иностранными производителями, поскольку он внесет нестабильность и неопределенность в предпринимательские отношения между лизингодателями и лизингополучателями, в том числе относительно перехода права собственности и сохранения права лизингополучателей эксплуатировать предметы лизинга; приведет к негативным экономическим последствиям для лизинговых компаний, осуществляющих свою деятельность на российском рынке, что, в свою очередь, может привести к снижению уровня финансирования российских компаний, ухудшению ситуации на рынке труда, а также подаст негативный сигнал в том числе для производителей из дружественных стран.

Скачать ответ ОЛА

Поддержка отрасли
19 октября 2022 г.

ОЛА обратилась в Администрацию Президента РФ, Минфин России, Государственную Думу по вопросу поддержки проекта Федерального закона № 159708-8 «О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)"

Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Администрацию Президента РФ, Минфин России, Государственную Думу по вопросу поддержки проекта Федерального закона № 159708-8 «О внесении изменений в часть 3 статьи 10 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" (в части уточнения срока внесения сведений о заключении договора финансовой аренды (лизинга) в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц)» (далее – «Законопроект»). Одновременно были предложены дополнения к законопроекту.


Поддержка отрасли
7 октября 2022 г.

ОЛА обратилась в Правительство РФ, Минфин России, Минэкономразвития России и Государственную Думу РФ с предложениями по поддержке лизингополучателей в случае мобилизации вместо заморозки лизинговых платежей для МСП

В настоящий момент в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» (далее – Указ), разрабатываются меры поддержки для отдельных категорий граждан, в частности, оформление кредитных каникул. Одновременно, как стало известно ОЛА, отдан в проработку вопрос по заморозке (приостановлению оплаты) лизинговых платежей.

В письме изложена позиция лизингового сообщества, основанная на многолетнем опыте прохождения кризисных ситуаций.


Поддержка отрасли
22 сентября 2022 г.

ОЛА направила в Минпромторг России предложения по программе «Льготный автолизинг», реализуемой в рамках ПП 649

ОЛА поддерживает решение Правительства Российской Федерации и Минпромторга России о реализации в 2022 году «Программы по субсидированию авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств, заключенных в 2018-2023 гг.», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 649 от 8 мая 2020 года (далее Программа). Также надеемся, что программа будет продолжена в 2023 году.

По итогам большого накопленного опыта работы лизинговой отрасли по Программе ОЛА хотела бы поднять ряд вопросов, сформулировать свои предложения и попросить о совместном их обсуждении в отношении Программы на 2022 и 2023 годы.


Безопасность
12 сентября 2022 г.

Получен ответ Росфинмониторинга на обращение ОЛА о расширении возможностей дистанционной идентификации как одного из цифровых инструментов, используемых в том числе в целях эффективного проведения противолегализационных мероприятий лизинговыми компаниями

В ответе было указано, что дистанционное взаимодействие организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, с клиентом является фактором повышенного риска, расширение способов идентификации без личного присутствия клиентов, требует изучения правоприменительной практики и предварительной оценки рисков совершения операций в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме того, Федеральным законом № 115-ФЗ возможность подтверждения личности клиента - физического лица посредством авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме, предусмотрена в отношении отдельных операций с низким уровнем риска их совершения в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (пункт 1.11, 1.12 Федерального закона № 115-ФЗ).

По итогу изложенного предложения Объединенной Лизинговой Ассоциации по внесению изменений в Федеральный закон № 115-ФЗ поддержаны не были.


Безопасность
5 августа 2022 г.

ОЛА отправила в Росфинмониторинг обращение о расширении возможностей дистанционной идентификации как одного из цифровых инструментов, используемых в том числе в целях эффективного проведения противолегализационных мероприятий лизинговыми компаниями

Ассоциация предложила рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон 115-ФЗ и расширить его включением способов подтверждения личности физического лица (представителя клиента) с использованием:
  • документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные, либо
  • действующего квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, принимая во внимание выдачу таких сертификатов заявителям при условии идентификации заявителя при его личном присутствии.
ОЛА выразила готовность в случае концептуальной поддержки Росфинмониторингом изложенных предложений оформить их в виде законопроекта, а также подготовить пояснительную записку к нему.


Госзакупки
29 июля 2022 г.

ОЛА получила ответ от Минфина России на запрос об отдельных вопросах участия лизинговых компаний в закупочных процедурах по 44-ФЗ

В частности, по поводу возможности разработки методических рекомендаций в отношении порядка установления формулы цены контракта при закупке услуг финансовой аренды (лизинга), было отмечено, что положениями Закона № 44-ФЗ разработка соответствующих рекомендаций не предусмотрена.


Госзакупки
20 июля 2022 г.

ОЛА отправила письмо в Минфин России об отдельных вопросах участия лизинговых компаний в закупочных процедурах по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ

22 марта 2022 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации № 350 от 12.03.2022 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление). Согласно Постановлению, расширен перечень случаев, при которых в контракте необходимо указывать формулу цены и максимальное значение цены контракта.

Перечень таких случаев дополнен случаем заключения контракта, предметом которого является поставка имущества по договору лизинга, заключаемого в рамках № 44-ФЗ, при одновременном соблюдении условий:
• контракт заключается на срок не менее чем 3 года;
• начальная (максимальная) цена таких контрактов 1 млрд. рублей и более;
• предмет лизинга: железнодорожный подвижный состав, транспортные средства метрополитена, внеуличный транспорт и городской наземный электрический транспорт, автобусы, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем и тяговой батареей, заряжаемой исключительно от внешнего источника электроэнергии.

Постановление не устанавливает каких-либо требований к установлению формулы цены контракта для использования в документации о закупке по отношению к закупке финансовой аренды (лизинга), то есть в формулу цены контракта могут быть заложены индикаторы, увязывающие цену контракта с фактическим уровнем инфляции, изменениями ключевой ставки ЦБ РФ, показателями финансовых рынков и т.п. Отсутствие в контракте формулы цены и максимального значения цены контракта может повлечь обжалование закупки.

По результатам анализа Постановления у лизинговых компаний возник ряд вопросов, касающихся установления формулы цены по закупкам финансовой аренды (лизинга) в рамках Федерального закона № 44-ФЗ.

Скачать письмо ОЛА


Фондирование
8 июня 2022 г.

ОЛА получила ответ Банка России на письмо с просьбой о выпуске рекомендации в отношении пределов одностороннего пересмотра фиксированных ставок

Департамент банковского регулирования и аналитики рассмотрел обращение Объединенной Лизинговой Ассоциации по вопросу регулирования процедуры повышения банками фиксированных ставок по действующим кредитным договорам и сообщает, что Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Кроме того, в отсутствие конкретных примеров условий договоров, на основании которых банки повышают ставки, не представляется возможным сделать какие-либо выводы о правомерности действий. Также Банк России отметил дополнительные аспекты.

Скачать ответ Банка России

ФЗ «О лизинге»
24 мая 2022 г.

ОЛА отправила в Государственную Думу предложения Ассоциации по проекту закона № 116377-8 «О внесении изменений в статью 38 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)»

В связи с поступившей информацией о том, что Правительством Российской Федерации внесен проект закона № 116377-8 «О внесении изменений в статью 381 Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» (далее «Законопроект») на рассмотрение в Государственную Думу РФ, ОЛА попросила принять во внимание разработанные предложения по совершенствованию упомянутого Законопроекта.


Поддержка отрасли
6 мая 2022 г.

Получен ответ Банка России на обращение ОЛА по вопросу переноса обязательного срока отчетности лизинговых компаний в БКИ

Банк России выпустил письмо, где сообщается о продлении сроков, в течение которого Банк России воздержится от применения мер в отношении источников формирования кредитных историй - лизинговых компаний до 31 декабря 2023 года включительно. Напомним, что отчётность в БКИ у лизинговых компаний должна была наступить 1 января 2022 года, ранее Банк России сдвинул этот срок на 1 июля 2022 года. ОЛА обратилась в текущих экономических условиях в Банк России с просьбой дополнительно отодвинуть этот срок ввиду того, что отрасль не готова к передаче отчётности и в текущей ситуации занимается антикризисными мерами работы с клиентами, были приведены серьёзные аргументы и данные проведённого опроса более 70 лизинговых компаний.

В настоящий момент, получив ответ Банка России, ОЛА продолжит работу по подготовке отрасли к отчётности в БКИ в плановом рабочем порядке.

https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5884

Скачать письмо


Налоги
26 апреля 2022 г.

Получен ответ Минфина России на письмо ОЛА о необходимости переноса сроков уплаты налога на прибыль и НДС для лизинговых компаний

Департамент налоговой политики Минфина России ответил, что Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) уже предусмотрен механизм отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, в том числе налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, которым может воспользоваться налогоплательщик при наличии оснований, предусмотренных статьей 63 НК РФ. Учитывая изложенное, предложение о переносе сроков уплаты налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость избыточно.

Скачать ответ

Госзакупки
26 апреля 2022 г.

Получен ответ Минфина России на обращение ОЛА по вопросу исполнения обязательств по заключенным государственным контрактам

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее Департамент), рассмотрел обращение Объединенной Лизинговой Ассоциации, направленное также письмом Минэкономразвития России, с предложениями по внесению изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В письме дана аргументация по пунктам предложений, изложенных в письме Ассоциации.

Скачать ответ

ФСБУ 25/2018
26 апреля 2022 г.

Получен ответ Минфина России на обращение ОЛА по вопросу переноса срока обязательного использования ФСБУ «Аренда» на 2023 год

Получен ответ Минфина России на обращение ОЛА по вопросу переноса срока обязательного использования ФСБУ «Аренда» на 2023 год. Минфин отметил, что данную инициативу не поддерживает по следующим причинам. Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденный приказом Минфина России от 16 октября 2018 г. N2 208н, вступил в силу для обязательного применения с 1 января 2022 г. Начиная с этой даты все организации независимо от вида деятельности ведут бухгалтерский учет операций аренды в соответствии с указанным стандартом. Принимая во внимание отсутствие иных нормативных правовых актов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета аренды, отмена вступившего в силу ФСБУ 25/2018 приведет к правовым пробелам в регулировании бухгалтерского учета в Российской Федерации. Также было отмечено, что время, прошедшее с момента вступления в силу данного ФСБУ (3 года) представляется достаточным для внесения изменений в учетную политику организации и организации ведения бухгалтерского учета по новым правилам.

Скачать ответ

Субсидирование
26 апреля 2022 г.

Получен ответ Минфина России на обращение ОЛА по вопросу сохранения финансирования по программе «Льготный лизинг» в изначально запланированном объеме

Получен ответ Минфина России на обращение ОЛА по вопросу сохранения финансирования по программе «Льготный лизинг» в изначально запланированном объеме. Минфин России отметил, что Минпромторг России является ответственным органом за реализацию данной меры поддержки, в связи с чем запрос ОЛА перенаправлен ему.

Скачать ответ


Субсидирование
22 апреля 2022 г.

ОЛА отправила письма в Минфин России и Минпромторг о сохранении бюджета программы Льготной спецтехники в запланированном объеме

ОЛА обратилась в Минфин России и Минпромторг России о необходимости сохранения в ранее запланированных объемах размера финансирования на 2022 год на реализацию Программы льготного лизинга спецтехники, реализуемой в рамках ПП 811.

Сегодня именно лизинг является основным и жизненно важным финансовым инструментом приобретения специализированной техники. В текущей экономической ситуации важность продолжения Программы стала особенно актуальной – в условиях возросшей стоимости спецтехники и оборудования субсидирование позволит не только поддержать спрос, но и   стимулировать приобретение, т.к. применение субсидии позволит приблизить стоимость к размеру до повышения цен.

Ранее  была получена информация от Минпромторга России о планируемом сокращении бюджетных ассигнований на Программу  на 2022 год.

ОЛА попросила дать поручение о продолжении работы по постановлению Правительства от 03.06.2020 г. № 811 в объёмах, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ, сохранении бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы в 2022-2024 годах.

В этом случае Программа будет способствовать повышению устойчивости экономики Российской Федерации, поддержке МСП и сохранению рабочих мест.

Скачать письмо ОЛА


Фондирование
19 апреля 2022 г.

Отправлено письмо в Банк России касательно проблематики фиксированных ставок

ОЛА отметила в письме, что в  свете новой экономической и геополитической реальности многие лизингодатели столкнулись с тем, что кредитные организации, пользуясь различными условиями действующих соглашений с заемщиками - юридическими лицами, в одностороннем порядке и произвольно повышают как плавающие ставки, так и фиксированные.

Приведена статистика проведенного ОЛА опроса 72 лизинговых компаний, где с фактом повышения фиксированных ставок столкнулись 64% респондентов, в среднем повышение составило 13%. В отдельных случаях процентные ставки, возможность одностороннего пересмотра которых была поставлена в зависимость от изменения ставок Банка России, были увеличены недобросовестными кредитными организациями на 17 процентных пунктов по сравнению с размером ставки кредитования, существовавшей до 28 февраля 2022 года.

ОЛА просит ввести меры по предотвращению злоупотребления банками условиями кредитных договоров в части непропорционального изменения процентных ставок относительно внешних факторов и рассмотреть возможность выпуска информационного письма Банка России с рекомендацией в отношении разумных пределов одностороннего пересмотра переменных ставок кредитными организациями.

Скачать письмо ОЛА


Фондирование
12 апреля 2022 г.

ОЛА обсудила необходимые меры поддержки для лизинговой отрасли и ее клиентов из сферы МСП на встрече с представителями Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ

Руководитель комитета ОЛА по фондированию, вице-президент Сергей Савинов и директор ОЛА Татьяна Позднякова приняли участие во встрече с представителями Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации. На встрече рассказали о текущем состоянии на рынке лизинга, какие необходимы меры поддержки и варианты привлечения заемных средств.

В мероприятии приняли участие заместитель начальника Волго-Вятского ГУ Банка России Богопольская Екатерина, начальник Экономического управления Чернышов Алексей, руководитель направления развития финансового рынка Кузнецова Оксана, а также начальники экономических отделов из Самарской, Пензенской, Саратовской, Кировской, Ульяновской областей и республик Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской и Чувашской. Во встрече также принял участие руководитель ЛК «Пионер лизинг» Николай Архипов.

Стороны договорились о дальнейшем обсуждении вопросов поддержки субъектов МСП через лизинг и преодоления барьеров в деятельности лизинговых компаний.


ФСБУ 25/2018
11 апреля 2022 г.

ОЛА обратилась в Минфин России с просьбой рассмотреть перенос сроков обязательного применения ФСБУ 25/2018 на 2023 год

В целях формирования отраслевого мнения о необходимости подготовки обращения ОЛА в текущих экономических условиях в органы власти относительно переноса сроков обязательного применения ФСБУ 25/2018 не ранее 2023 года, ОЛА провела опрос членов ОЛА. Согласно результатам голосования, большинство членов ОЛА поддержали инициативу (более 70 компаний) и попросили предпринять скорейшие действия для решения вопроса. По итогам были сформулированы обоснования для обращения:

В свете новой экономической и геополитической реальности сосредоточение всех ресурсов лизинговых компаний и иных хозяйствующих субъектах находится на выполнении и соблюдении экстренных задач, требований и ограничений.

Основными причинами переноса срока обязательного применения являются следующие:

  1. Необходимость коренным образом перестроить учет, доработав используемые программные продукты. Стоимость доработок весьма существенна, а в условиях не стабильной экономической ситуации, санкционного давления, снижения объемов нового бизнеса и потери доходности, компании не могут позволить себе данные расходы. Это касается как лизинговых компаний, так и компаний арендаторов.

  2. Методологические сложности применения. Рабочей группой ОЛА совместно с фондом «НРБУ «БМЦ» разработаны четыре рекомендации по применению стандарта. По оценкам рабочей группы потребуется около сорока рекомендаций. То есть требуется дальнейшая существенная проработка вопросов.

  3. Принятые в конце 2022 года поправки к налоговому кодексу РФ, законом 29.11.2021 N 382-ФЗ, привели к еще большим различиям в правилах бухгалтерского и налогового учета, что также потребует донастройки учетных систем.

Скачать письмо ОЛА


Поддержка отрасли
6 апреля 2022 г.

Предложения ОЛА по поддержке лизинговой отрасли отправлены в комитет по финансовым рынкам Государственной Думы

ОЛА подготовила и направила предложения по поддержке лизинговой отрасли в условиях санкционных ограничений в комитет Государственной Думы по финансовым рынкам. 

В своем письме ОЛА отметила, что по данным Федресурса сегодня в отрасли работает более 600 лизинговых компаний с портфелем из более чем 790 тысяч договоров, в соответствии с которыми более 1,6 млн. предметов лизинга передано более чем 230 тыс. клиентов. В условиях санкционного давления ОЛА столкнулась с рядом проблем, как-то: повышение ставок по действующим кредитам, сокращение объемов бизнеса, ростом просроченных платежей лизингополучателей и, как следствие, необходимостью экстренной и массовой реструктуризаций лизинговых платежей действующим клиентам. 

ОЛА провела опрос среди лизинговых компаний и выявила три основные причины вынужденного увеличения лизинговых платежей клиентам:

  1. Ухудшение условий финансирования лизинговых компаний.

  2. Приобретение предметов лизинга импортного производства.

  3. Рост ставки конвертации при заключении импортных контрактов.

На основании изложенного ОЛА проработала вопросы поддержки лизингополучателей и лизинговой отрасли в условиях санкционных ограничений и предлагает следующие меры, которые позволят лизинговым компаниям не увеличивать размер лизинговых платежей и продолжить исполнение государственных контрактов:

  1. Ввести мораторий на увеличение банками фиксированных ставок по действующим соглашениям с целью сохранения действующих графиков лизинговых платежей для конечных лизингополучателей.

  2. Субсидировать изменения плавающих ставок банковского кредитования для лизинговых компаний. относящихся к МСП путем распространения на них статьи 7.1. Федерального закона от 03.04.2020 №106-ФЗ (ред. 26.03.2022 г.).

  3. Обозначить четкие критерии определения лизинговых компаний, попадающих под действие Федерального закона от 03.04.2020 №106_ФЗ (ред. 26.03.2022 г) о субсидировании части плавающих ставок.

  4. Ввести мораторий на применение неустойки (штрафы, пени), за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, заключенному по 223-ФЗ, если обязательства не были исполнены в полном объеме по обстоятельствам, обусловленным введением санкций и (или) мер ограничительного характера, а также моратория на включение таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовеcтых поставщиков. Данная мера должны быть введена в дополнение к уже действующему мораторию на применение неустойки за нарушения при исполнении государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 №44-ФЗ.

  5. Отменить комиссию за конвертацию в размере 12% при приобретении валюты для погашения валютных обязательств перед банками РФ (основной долг, проценты, аккредитивы).

  6. Продолжить финансирование по действующим кредитным  соглашениям при наличии связанного кредитования под приобретение предмета лизинга, несмотря на изменения конъюнктуры, недостаток установленных лимитов, в связи с ростом курсов валют при договорах поставки в валюте, изменения финансового состояния Лизингодателя или Лизингополучателя, что позволит избежать банкротств лизингополучателей из-за приостановки инвестиционных проектов, даст возможность добиться начала работы проектов и избежать безвозвратных потерь произведенных инвестиций.

Лизинговые компании понимают свою ответственность перед лизингополучателями, но вынуждены увеличивать размер платежей на основании условий подписанных лизинговых договоров только в связи с увеличением процентных расходов лизинговых компаний, увеличением налогов, стоимости предметов лизинга, а также увеличением расходов на конвертацию.

Также в письме лизинговое сообщество предложило дополнительные меры антикризисной поддержки лизингополучателей.

Скачать письмо ОЛА 


Поддержка отрасли
6 апреля 2022 г.

Президент ОЛА Киркоров Алексей принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по защите конкуренции

Президент ОЛА Киркоров Алексей принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, на котором рассматривался вопрос о выработке предложений по регулированию финансовых правоотношений в сфере лизинга по аналогии с особым порядком, предусмотренным в отношении кредитных договоров.

В заседании приняли участие представители Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, по экономической политике, по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, по промышленности и торговле, а также представители Минэкономразвития, Минпромторга России, Минфина России, Минтранса, Минсельхоза, ФАС и Банка России.

В процессе обсуждения данного предложения высказывались мнения о возможности распространения на лизинговые компании постановления правительства № 393, включения отдельных положений, касающихся лизинговых компаний в Федеральный закон № 106-ФЗ, предоставления субсидий непосредственно лизинговым компаниям, субсидирования непосредственно лизингополучателей для уплаты лизинговых платежей.

Алексей Киркоров внес несколько важных комментариев об особенностях работы лизинговых компаний, их отличий от моделей работы банков. В частности, Алексей Киркоров отметил, что нельзя ограничивать увеличение лизинговых платежей пропорционально росту ставки по кредиту, поскольку модель работы лизинговой компании основывается на приобретении имущества и передаче его в аренду, а как следствие, на вложение денежных средств в это имущество. Если плата за вложение денежных средств (в частности проценты по кредиту) меняется, то дополнительный расход начисляется на всю сумму средств, вложенных в имущество, а не только на ту часть, которая включается в арендный платеж за ближайший месяц. Таким образом, в случае увеличения ставки по кредиту на 10%, арендный платеж в новых условиях с вырастет более чем на 30%. И предложил, в качестве наиболее действенной меры поддержки лизингополучателей механизм уменьшения суммы лизинговых платежей на сумму возмещения, полученного от кредитора в виде снижения ставки по кредиту.

Также было отмечено, что источниками финансирования для лизинговых компаний являются различные финансовые инструменты, не только кредиты.

В ближайшее время ОЛА и подкомитет по лизингу при ТПП РФ должны выработать единый подход по поддержке лизингополучателей из наиболее пострадавших отраслей и представить свои предложения в Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, Комитет Государственной Думы по экономике, а также в Минфин России и Минэкономразвития России.

Об итогах заседания также был опубликован материал в Коммерсантъ.


Поддержка отрасли
1 апреля 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Минэкономразвития о необходимости скорейшего запуска программы поддержки МСП 1920

Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) просит в скорейшие сроки запустить Программу поддержки субъектов МСП на основе Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1920 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета лизинговым организациям на государственную поддержку лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее «Программа»).

Специалисты ОЛА ранее принимали активное участие в разработке и обсуждении программы, она была была поддержана лизинговым сообществом.  К сожалению, Программа до сих пор не запущена. При этом актуальность ее реализации только возросла с учетом текущей ситуации.

Скачать письмо ОЛА


Поддержка отрасли
25 марта 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Минфин с просьбой продлить для лизинговых компаний сроки уплаты налога на прибыль и НДС

Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Минфин с письмом, в котором констатировала, что в ближайшее время возможно массовое неисполнение обязанностей по уплате лизинговых платежей со стороны лизингополучателей. Поскольку лизинговые компании работают с имуществом и  клиентам оказываются услуги,  в условиях кризиса  лизинговые компании оказываются в ситуации, когда лизинговые платежи фактически не поступают, а оказание услуг и начисление налога на прибыль и НДС продолжаются. 

В связи с  вышеизложенной ситуацией ОЛА попросила для налогоплательщиков- организаций, основным видом деятельности которых является лизинг, в соответствии с Федеральным законом от 09.03.2022 № 52-ФЗ и ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации,  продлить сроки уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и авансовых платежей по налогу на прибыль.


Поддержка отрасли
25 марта 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Минэкономразвития по вопросам исполнения обязательств по заключенным государственным контрактам

В письме ОЛА отмечено,  что Российские лизинговые компании давно и успешно работают по исполнению выигранных и заключенных государственных контрактов в рамках Законов от 18.07.2011 №223-ФЗ и 05.04.13 №44-ФЗ. Однако в связи со сложившейся геополитической и экономической ситуацией  лизинговые компании несут риск существенных убытков, и в части случаев не могут исполнить обязательства по таким контрактам из-за отказов в поставке имущества поставщиками, с которыми ранее была достигнута договоренность о поставке (цена, сроки, условия поставки, отказ в поставке).

Учитывая изменения, вносимые в нормативную базу в текущий момент по данной тематике, ОЛА все же видит потребность во внесении дополнительных корректировок и просит учесть предложения со стороны российских лизинговых компаний.

Скачать письмо ОЛА 


Поддержка отрасли
24 марта 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Банк России с просьбой разработать меры по поддержке лизинговой отрасли

Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Банк России с просьбой разработать меры по поддержке лизинговой отрасли и предприятий-субъектов МСП.

В связи с беспрецедентными вызовами для российской экономики, в частности, в связи с резким повышением ключевой ставки Банка России и, соответственно, стоимости кредитных ресурсов, обменного курса валют, напряженности и ограничений в международной логистике, лизинговые компании столкнулись с несколькими ключевыми вызовами, как-то увеличение процентных ставок по кредитам, выданным лизинговым компаниям до 28.02.2022г., увеличением стоимости нового финансирования для лизинговых компаний, работающих с сегментом МСБ, дефолтами лизингополучателей  и другим проблемам, изложенным в обращении.

Предложены на рассмотрение меры, которые могли бы содействовать стабилизации ситуации в текущей момент в отрасли.

Скачать письмо ОЛА


Импортозамещение
24 марта 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Минпромторг России о необходимости изменений в ПП811 и ПП649

Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в  Минпромторг России, отметив в текущих экономических условиях важность поддержки производства отечественной продукции.

В этой связи особое значение приобретают  программы, реализуемые Минпромторгом России через российские лизинговые компании в рамках Постановлений Правительства Российской Федерации № 811 и № 649.

ОЛА отметила важность сохранения и расширения данных  мер поддержки. Были направены на рассмотрение соответствующие предложения по  внесению изменений в вышеуказанные Постановления Правительства. 

Скачать письмо ОЛА 


Поддержка отрасли
24 марта 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Минцифры России с просьбой скорейшего запуска программы льготного лизинга IT

Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Минцифры России с просьбой о скорейшем запуске ранее планируемой, но по каким-то причинам отложенной программы «Льготный лизинг IT» с участием в ней широкого круга лизинговых компаний-операторов. Предложения по развитию программы ранее были обозначены в письме ОЛА в декабре 2021 года. 

Отправлено письмо ОЛА в Правительство РФ о необходимости выделения дополнительно бюджета на развитие подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения", реализуемой в рамках ПП №811.

Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Правительство Российской Федерации  с вопросом рассмотреть возможность выделения Минпромторгу России дополнительных бюджетных ассигнований в размере 5 млрд. рублей на предоставление в 2022 году  субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования отечественных производителей. 

Скачать письмо ОЛА  


Фондирование
23 марта 2022 г.

Президент ОЛА Алексей Киркоров выступил с докладом на заседании Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству.

21 марта Комитет Госдумы по малому и среднему предпринимательству организовал круглый стол, посвященный мерам повышения доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях. Лизинг является основным инструментом по обновлению производственных фондов и развитию отраслей экономики.

По данным РА "Эксперт РА", доля МСП в лизинговой отрасли по объему в новом бизнесе за 9 месяцев 2021 года составляла 66%, по количеству в новом бизнесе 95%, а по количеству в портфеле 92%  - такие цифры озвучил в своем докладе Алексей Киркоров. Эксперт отметил, что лизинговая отрасль стабильно проходит экономические кризисы. Например, с января 2018 по сентябрь 2021 года совокупный лизинговый портфель вырос с 4300 до 5800 миллиардов рублей. По данным Федресурса, на 17 марта 2022 года на рынке активно действуют 622 лизинговые компании, обслуживающие 790000 договоров. В текущих экономических условиях, чтобы помочь  лизинговым компаниям реструктурировать сделки МСП без значительных потерь, необходима реализация следующих основных предложений: субсидирование роста плавающих ставок по кредитам, выдача льготных кредитов для реструктуризации лизинговых платежей, перенос сроков уплаты налога на прибыль и НДС.

Для поддержки малого и среднего предпринимательства в настоящий момент в ОЛА разрабатываются следующие  антикризисные предложения, которые будут направлены в соответствующие органы власти: освобождение от уплаты НДС с лизинговых платежей предприятий и ИП, работающих по УСН; мораторий на включение в реестр недобросовестных поставщиков в случае задержки исполнения контрактов в связи с отсутствием техники по вине производителя; возможность изменять договора лизинга и расторгать их в одностороннем порядке; создание временного зеленого коридора для китайской техники и комплектующих.

Сегодня в отрасли уже действуют программы льготного лизинга для МСП. Однако, их реализация затрудняется наличием нескольких проблем: доступ к ним ограниченного круга лизинговых компаний,  длительные сроки принятия решений, необходимость предоставления большого пакета документов и другие. 

Говоря о необходимости важности принятия определенных мер Алексей Киркоров отметил, что в действующей программе льготного кредитования МСП, которая сейчас  не распространяется на лизинг, то есть  получателями субсидии являются только банки,  нужно предусмотреть льготную ставку на кредиты лизинговым компаниям с целевым назначением – финансирование лизинга с предприятиями МСП. Кроме того, предлагается разработать новую программу льготного лизинга для малого и среднего предпринимательства.


Поддержка отрасли
15 марта 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Минцифру России с предложением перенести срок обязательно использования машиночитаемых доверенностей лизинговыми компаниями на срок не ранее 2024 года

В целях формирования отраслевого мнения о необходимости подготовки обращения ОЛА в текущих экономических условиях в органы власти относительно переноса сроков обязательного применения машиночитаемых доверенностей (МЧД) не ранее 2024 года, ОЛА провела опрос членов ОЛА. По результатам голосования большинство членов ОЛА поддержали инициативу и попросили предпринять скорейшие действия для решения вопроса.

Скачать обращение


Поддержка отрасли
15 марта 2022 г.

Отправлено письмо ОЛА в Банк России и Государственную Думу с предложением переноса срока отчетности лизинговых компаний в БКИ не ранее 2024 года

В целях формирования отраслевого мнения о необходимости подготовки обращения ОЛА в текущих экономических условиях в органы власти относительно переноса сроков отчетности в БКИ не ранее 2024 года, ОЛА провела опрос членов ОЛА. По результатам голосования большинство членов ОЛА поддержали инициативу (более 50 компаний) и попросили предпринять скорейшие действия для решения вопроса.   

Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в соответствующие органы с предложением  в текущей экономической ситуации перенести срок отчетности лизинговых компаний в БКИ не ранее 2024 года.

Скачать обращение 


Поддержка отрасли
4 марта 2022 г.

ОЛА сформировала ключевые зоны работы по поддержке лизинговой отрасли

В конце февраля ОЛА провела опрос руководителей лизинговых компаний о том, какие первоочередные меры поддержки отрасли следует предпринять. Все полученные предложения были рассмотрены на Совете ОЛА.

Определили, какие проблемы самые актуальные и требуют первоочередных мер.

По результатам опроса сформированы ключевые зоны работы:

  • финансирование и реструктуризация;

  • перенос отчетности по БКИ и обязательного использования машиночитаемых доверенностей;

  • отсрочка уплаты налога на прибыль и НДС;

  • исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам 44-ФЗ и 223-ФЗ;

  • субсидирование и другие.

По всем направлениям в ОЛА проведены обсуждения и сформированы письма в органы власти.