Получен ответ Банка России на обращение ОЛА по вопросу переноса обязательного срока отчетности лизинговых компаний в БКИ
В настоящий момент, получив ответ Банка России, ОЛА продолжит работу по подготовке отрасли к отчётности в БКИ в плановом рабочем порядке.
https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/5884
Скачать письмо
Налоги
26 апреля 2022 г.
Получен ответ Минфина России на письмо ОЛА о необходимости переноса сроков уплаты налога на прибыль и НДС для лизинговых компаний
Департамент налоговой политики Минфина России ответил, что Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) уже предусмотрен механизм отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, в том числе налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, которым может воспользоваться налогоплательщик при наличии оснований, предусмотренных статьей 63 НК РФ. Учитывая изложенное, предложение о переносе сроков уплаты налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость избыточно.
Скачать ответ
Госзакупки
26 апреля 2022 г.
ФСБУ 25/2018
26 апреля 2022 г.
Скачать ответ
Субсидирование
26 апреля 2022 г.
Получен ответ Минфина России на обращение ОЛА по вопросу сохранения финансирования по программе «Льготный лизинг» в изначально запланированном объеме
Получен ответ Минфина России на обращение ОЛА по вопросу сохранения финансирования по программе «Льготный лизинг» в изначально запланированном объеме. Минфин России отметил, что Минпромторг России является ответственным органом за реализацию данной меры поддержки, в связи с чем запрос ОЛА перенаправлен ему.
Скачать ответ
Субсидирование
22 апреля 2022 г.
ОЛА отправила письма в Минфин России и Минпромторг о сохранении бюджета программы Льготной спецтехники в запланированном объеме
ОЛА обратилась в Минфин России и Минпромторг России о необходимости сохранения в ранее запланированных объемах размера финансирования на 2022 год на реализацию Программы льготного лизинга спецтехники, реализуемой в рамках ПП 811.
Сегодня именно лизинг является основным и жизненно важным финансовым инструментом приобретения специализированной техники. В текущей экономической ситуации важность продолжения Программы стала особенно актуальной – в условиях возросшей стоимости спецтехники и оборудования субсидирование позволит не только поддержать спрос, но и стимулировать приобретение, т.к. применение субсидии позволит приблизить стоимость к размеру до повышения цен.
Ранее была получена информация от Минпромторга России о планируемом сокращении бюджетных ассигнований на Программу на 2022 год.
ОЛА попросила дать поручение о продолжении работы по постановлению Правительства от 03.06.2020 г. № 811 в объёмах, предусмотренных Федеральным законом от 06.12.2021 № 390-ФЗ, сохранении бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Программы в 2022-2024 годах.
В этом случае Программа будет способствовать повышению устойчивости экономики Российской Федерации, поддержке МСП и сохранению рабочих мест.
Фондирование
19 апреля 2022 г.
Отправлено письмо в Банк России касательно проблематики фиксированных ставок
ОЛА отметила в письме, что в свете новой экономической и геополитической реальности многие лизингодатели столкнулись с тем, что кредитные организации, пользуясь различными условиями действующих соглашений с заемщиками - юридическими лицами, в одностороннем порядке и произвольно повышают как плавающие ставки, так и фиксированные.
Приведена статистика проведенного ОЛА опроса 72 лизинговых компаний, где с фактом повышения фиксированных ставок столкнулись 64% респондентов, в среднем повышение составило 13%. В отдельных случаях процентные ставки, возможность одностороннего пересмотра которых была поставлена в зависимость от изменения ставок Банка России, были увеличены недобросовестными кредитными организациями на 17 процентных пунктов по сравнению с размером ставки кредитования, существовавшей до 28 февраля 2022 года.
ОЛА просит ввести меры по предотвращению злоупотребления банками условиями кредитных договоров в части непропорционального изменения процентных ставок относительно внешних факторов и рассмотреть возможность выпуска информационного письма Банка России с рекомендацией в отношении разумных пределов одностороннего пересмотра переменных ставок кредитными организациями.
ОЛА обсудила необходимые меры поддержки для лизинговой отрасли и ее клиентов из сферы МСП на встрече с представителями Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ
Руководитель комитета ОЛА по фондированию, вице-президент Сергей Савинов и директор ОЛА Татьяна Позднякова приняли участие во встрече с представителями Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации. На встрече рассказали о текущем состоянии на рынке лизинга, какие необходимы меры поддержки и варианты привлечения заемных средств.
В мероприятии приняли участие заместитель начальника Волго-Вятского ГУ Банка России Богопольская Екатерина, начальник Экономического управления Чернышов Алексей, руководитель направления развития финансового рынка Кузнецова Оксана, а также начальники экономических отделов из Самарской, Пензенской, Саратовской, Кировской, Ульяновской областей и республик Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской и Чувашской. Во встрече также принял участие руководитель ЛК «Пионер лизинг» Николай Архипов.
Стороны договорились о дальнейшем обсуждении вопросов поддержки субъектов МСП через лизинг и преодоления барьеров в деятельности лизинговых компаний.
ФСБУ 25/2018
ОЛА обратилась в Минфин России с просьбой рассмотреть перенос сроков обязательного применения ФСБУ 25/2018 на 2023 год
В целях формирования отраслевого мнения о необходимости подготовки обращения ОЛА в текущих экономических условиях в органы власти относительно переноса сроков обязательного применения ФСБУ 25/2018 не ранее 2023 года, ОЛА провела опрос членов ОЛА. Согласно результатам голосования, большинство членов ОЛА поддержали инициативу (более 70 компаний) и попросили предпринять скорейшие действия для решения вопроса. По итогам были сформулированы обоснования для обращения:
В свете новой экономической и геополитической реальности сосредоточение всех ресурсов лизинговых компаний и иных хозяйствующих субъектах находится на выполнении и соблюдении экстренных задач, требований и ограничений.
Основными причинами переноса срока обязательного применения являются следующие:
-
Необходимость коренным образом перестроить учет, доработав используемые программные продукты. Стоимость доработок весьма существенна, а в условиях не стабильной экономической ситуации, санкционного давления, снижения объемов нового бизнеса и потери доходности, компании не могут позволить себе данные расходы. Это касается как лизинговых компаний, так и компаний арендаторов.
-
Методологические сложности применения. Рабочей группой ОЛА совместно с фондом «НРБУ «БМЦ» разработаны четыре рекомендации по применению стандарта. По оценкам рабочей группы потребуется около сорока рекомендаций. То есть требуется дальнейшая существенная проработка вопросов.
-
Принятые в конце 2022 года поправки к налоговому кодексу РФ, законом 29.11.2021 N 382-ФЗ, привели к еще большим различиям в правилах бухгалтерского и налогового учета, что также потребует донастройки учетных систем.
Предложения ОЛА по поддержке лизинговой отрасли отправлены в комитет по финансовым рынкам Государственной Думы
ОЛА подготовила и направила предложения по поддержке лизинговой отрасли в условиях санкционных ограничений в комитет Государственной Думы по финансовым рынкам.
В своем письме ОЛА отметила, что по данным Федресурса сегодня в отрасли работает более 600 лизинговых компаний с портфелем из более чем 790 тысяч договоров, в соответствии с которыми более 1,6 млн. предметов лизинга передано более чем 230 тыс. клиентов. В условиях санкционного давления ОЛА столкнулась с рядом проблем, как-то: повышение ставок по действующим кредитам, сокращение объемов бизнеса, ростом просроченных платежей лизингополучателей и, как следствие, необходимостью экстренной и массовой реструктуризаций лизинговых платежей действующим клиентам.
ОЛА провела опрос среди лизинговых компаний и выявила три основные причины вынужденного увеличения лизинговых платежей клиентам:
-
Ухудшение условий финансирования лизинговых компаний.
-
Приобретение предметов лизинга импортного производства.
-
Рост ставки конвертации при заключении импортных контрактов.
На основании изложенного ОЛА проработала вопросы поддержки лизингополучателей и лизинговой отрасли в условиях санкционных ограничений и предлагает следующие меры, которые позволят лизинговым компаниям не увеличивать размер лизинговых платежей и продолжить исполнение государственных контрактов:
-
Ввести мораторий на увеличение банками фиксированных ставок по действующим соглашениям с целью сохранения действующих графиков лизинговых платежей для конечных лизингополучателей.
-
Субсидировать изменения плавающих ставок банковского кредитования для лизинговых компаний. относящихся к МСП путем распространения на них статьи 7.1. Федерального закона от 03.04.2020 №106-ФЗ (ред. 26.03.2022 г.).
-
Обозначить четкие критерии определения лизинговых компаний, попадающих под действие Федерального закона от 03.04.2020 №106_ФЗ (ред. 26.03.2022 г) о субсидировании части плавающих ставок.
-
Ввести мораторий на применение неустойки (штрафы, пени), за неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, заключенному по 223-ФЗ, если обязательства не были исполнены в полном объеме по обстоятельствам, обусловленным введением санкций и (или) мер ограничительного характера, а также моратория на включение таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовеcтых поставщиков. Данная мера должны быть введена в дополнение к уже действующему мораторию на применение неустойки за нарушения при исполнении государственных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.13 №44-ФЗ.
-
Отменить комиссию за конвертацию в размере 12% при приобретении валюты для погашения валютных обязательств перед банками РФ (основной долг, проценты, аккредитивы).
-
Продолжить финансирование по действующим кредитным соглашениям при наличии связанного кредитования под приобретение предмета лизинга, несмотря на изменения конъюнктуры, недостаток установленных лимитов, в связи с ростом курсов валют при договорах поставки в валюте, изменения финансового состояния Лизингодателя или Лизингополучателя, что позволит избежать банкротств лизингополучателей из-за приостановки инвестиционных проектов, даст возможность добиться начала работы проектов и избежать безвозвратных потерь произведенных инвестиций.
Лизинговые компании понимают свою ответственность перед лизингополучателями, но вынуждены увеличивать размер платежей на основании условий подписанных лизинговых договоров только в связи с увеличением процентных расходов лизинговых компаний, увеличением налогов, стоимости предметов лизинга, а также увеличением расходов на конвертацию.
Также в письме лизинговое сообщество предложило дополнительные меры антикризисной поддержки лизингополучателей.
Президент ОЛА Киркоров Алексей принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по защите конкуренции
Президент ОЛА Киркоров Алексей принял участие в заседании Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, на котором рассматривался вопрос о выработке предложений по регулированию финансовых правоотношений в сфере лизинга по аналогии с особым порядком, предусмотренным в отношении кредитных договоров.
В заседании приняли участие представители Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, по экономической политике, по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, по промышленности и торговле, а также представители Минэкономразвития, Минпромторга России, Минфина России, Минтранса, Минсельхоза, ФАС и Банка России.
В процессе обсуждения данного предложения высказывались мнения о возможности распространения на лизинговые компании постановления правительства № 393, включения отдельных положений, касающихся лизинговых компаний в Федеральный закон № 106-ФЗ, предоставления субсидий непосредственно лизинговым компаниям, субсидирования непосредственно лизингополучателей для уплаты лизинговых платежей.
Алексей Киркоров внес несколько важных комментариев об особенностях работы лизинговых компаний, их отличий от моделей работы банков. В частности, Алексей Киркоров отметил, что нельзя ограничивать увеличение лизинговых платежей пропорционально росту ставки по кредиту, поскольку модель работы лизинговой компании основывается на приобретении имущества и передаче его в аренду, а как следствие, на вложение денежных средств в это имущество. Если плата за вложение денежных средств (в частности проценты по кредиту) меняется, то дополнительный расход начисляется на всю сумму средств, вложенных в имущество, а не только на ту часть, которая включается в арендный платеж за ближайший месяц. Таким образом, в случае увеличения ставки по кредиту на 10%, арендный платеж в новых условиях с вырастет более чем на 30%. И предложил, в качестве наиболее действенной меры поддержки лизингополучателей механизм уменьшения суммы лизинговых платежей на сумму возмещения, полученного от кредитора в виде снижения ставки по кредиту.
Также было отмечено, что источниками финансирования для лизинговых компаний являются различные финансовые инструменты, не только кредиты.
В ближайшее время ОЛА и подкомитет по лизингу при ТПП РФ должны выработать единый подход по поддержке лизингополучателей из наиболее пострадавших отраслей и представить свои предложения в Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, Комитет Государственной Думы по экономике, а также в Минфин России и Минэкономразвития России.
Об итогах заседания также был опубликован материал в Коммерсантъ.
Отправлено письмо ОЛА в Минэкономразвития о необходимости скорейшего запуска программы поддержки МСП 1920
Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) просит в скорейшие сроки запустить Программу поддержки субъектов МСП на основе Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. № 1920 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета лизинговым организациям на государственную поддержку лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее «Программа»).
Специалисты ОЛА ранее принимали активное участие в разработке и обсуждении программы, она была была поддержана лизинговым сообществом. К сожалению, Программа до сих пор не запущена. При этом актуальность ее реализации только возросла с учетом текущей ситуации.
Поддержка отрасли
25 марта 2022 г.
Отправлено письмо ОЛА в Минфин с просьбой продлить для лизинговых компаний сроки уплаты налога на прибыль и НДС
Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Минфин с письмом, в котором констатировала, что в ближайшее время возможно массовое неисполнение обязанностей по уплате лизинговых платежей со стороны лизингополучателей. Поскольку лизинговые компании работают с имуществом и клиентам оказываются услуги, в условиях кризиса лизинговые компании оказываются в ситуации, когда лизинговые платежи фактически не поступают, а оказание услуг и начисление налога на прибыль и НДС продолжаются.
В связи с вышеизложенной ситуацией ОЛА попросила для налогоплательщиков- организаций, основным видом деятельности которых является лизинг, в соответствии с Федеральным законом от 09.03.2022 № 52-ФЗ и ст. 4 Налогового кодекса Российской Федерации, продлить сроки уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и авансовых платежей по налогу на прибыль.
Поддержка отрасли
25 марта 2022 г.
Отправлено письмо ОЛА в Минэкономразвития по вопросам исполнения обязательств по заключенным государственным контрактам
В письме ОЛА отмечено, что Российские лизинговые компании давно и успешно работают по исполнению выигранных и заключенных государственных контрактов в рамках Законов от 18.07.2011 №223-ФЗ и 05.04.13 №44-ФЗ. Однако в связи со сложившейся геополитической и экономической ситуацией лизинговые компании несут риск существенных убытков, и в части случаев не могут исполнить обязательства по таким контрактам из-за отказов в поставке имущества поставщиками, с которыми ранее была достигнута договоренность о поставке (цена, сроки, условия поставки, отказ в поставке).
Учитывая изменения, вносимые в нормативную базу в текущий момент по данной тематике, ОЛА все же видит потребность во внесении дополнительных корректировок и просит учесть предложения со стороны российских лизинговых компаний.
Поддержка отрасли
24 марта 2022 г.
Отправлено письмо ОЛА в Банк России с просьбой разработать меры по поддержке лизинговой отрасли
Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Банк России с просьбой разработать меры по поддержке лизинговой отрасли и предприятий-субъектов МСП.
В связи с беспрецедентными вызовами для российской экономики, в частности, в связи с резким повышением ключевой ставки Банка России и, соответственно, стоимости кредитных ресурсов, обменного курса валют, напряженности и ограничений в международной логистике, лизинговые компании столкнулись с несколькими ключевыми вызовами, как-то увеличение процентных ставок по кредитам, выданным лизинговым компаниям до 28.02.2022г., увеличением стоимости нового финансирования для лизинговых компаний, работающих с сегментом МСБ, дефолтами лизингополучателей и другим проблемам, изложенным в обращении.
Предложены на рассмотрение меры, которые могли бы содействовать стабилизации ситуации в текущей момент в отрасли.
Импортозамещение
24 марта 2022 г.
Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Минпромторг России, отметив в текущих экономических условиях важность поддержки производства отечественной продукции.
В этой связи особое значение приобретают программы, реализуемые Минпромторгом России через российские лизинговые компании в рамках Постановлений Правительства Российской Федерации № 811 и № 649.
ОЛА отметила важность сохранения и расширения данных мер поддержки. Были направены на рассмотрение соответствующие предложения по внесению изменений в вышеуказанные Постановления Правительства.
Поддержка отрасли
24 марта 2022 г.
Отправлено письмо ОЛА в Минцифры России с просьбой скорейшего запуска программы льготного лизинга IT
Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Минцифры России с просьбой о скорейшем запуске ранее планируемой, но по каким-то причинам отложенной программы «Льготный лизинг IT» с участием в ней широкого круга лизинговых компаний-операторов. Предложения по развитию программы ранее были обозначены в письме ОЛА в декабре 2021 года.Отправлено письмо ОЛА в Правительство РФ о необходимости выделения дополнительно бюджета на развитие подпрограммы "Развитие транспортного и специального машиностроения", реализуемой в рамках ПП №811.
Объединённая Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в Правительство Российской Федерации с вопросом рассмотреть возможность выделения Минпромторгу России дополнительных бюджетных ассигнований в размере 5 млрд. рублей на предоставление в 2022 году субсидий на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники и (или) оборудования отечественных производителей.
23 марта 2022 г.
21 марта Комитет Госдумы по малому и среднему предпринимательству организовал круглый стол, посвященный мерам повышения доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях. Лизинг является основным инструментом по обновлению производственных фондов и развитию отраслей экономики.
По данным РА "Эксперт РА", доля МСП в лизинговой отрасли по объему в новом бизнесе за 9 месяцев 2021 года составляла 66%, по количеству в новом бизнесе 95%, а по количеству в портфеле 92% - такие цифры озвучил в своем докладе Алексей Киркоров. Эксперт отметил, что лизинговая отрасль стабильно проходит экономические кризисы. Например, с января 2018 по сентябрь 2021 года совокупный лизинговый портфель вырос с 4300 до 5800 миллиардов рублей. По данным Федресурса, на 17 марта 2022 года на рынке активно действуют 622 лизинговые компании, обслуживающие 790000 договоров. В текущих экономических условиях, чтобы помочь лизинговым компаниям реструктурировать сделки МСП без значительных потерь, необходима реализация следующих основных предложений: субсидирование роста плавающих ставок по кредитам, выдача льготных кредитов для реструктуризации лизинговых платежей, перенос сроков уплаты налога на прибыль и НДС.
Для поддержки малого и среднего предпринимательства в настоящий момент в ОЛА разрабатываются следующие антикризисные предложения, которые будут направлены в соответствующие органы власти: освобождение от уплаты НДС с лизинговых платежей предприятий и ИП, работающих по УСН; мораторий на включение в реестр недобросовестных поставщиков в случае задержки исполнения контрактов в связи с отсутствием техники по вине производителя; возможность изменять договора лизинга и расторгать их в одностороннем порядке; создание временного зеленого коридора для китайской техники и комплектующих.
Сегодня в отрасли уже действуют программы льготного лизинга для МСП. Однако, их реализация затрудняется наличием нескольких проблем: доступ к ним ограниченного круга лизинговых компаний, длительные сроки принятия решений, необходимость предоставления большого пакета документов и другие.
Говоря о необходимости важности принятия определенных мер Алексей Киркоров отметил, что в действующей программе льготного кредитования МСП, которая сейчас не распространяется на лизинг, то есть получателями субсидии являются только банки, нужно предусмотреть льготную ставку на кредиты лизинговым компаниям с целевым назначением – финансирование лизинга с предприятиями МСП. Кроме того, предлагается разработать новую программу льготного лизинга для малого и среднего предпринимательства.
Поддержка отрасли
15 марта 2022 г.
В целях формирования отраслевого мнения о необходимости подготовки обращения ОЛА в текущих экономических условиях в органы власти относительно переноса сроков обязательного применения машиночитаемых доверенностей (МЧД) не ранее 2024 года, ОЛА провела опрос членов ОЛА. По результатам голосования большинство членов ОЛА поддержали инициативу и попросили предпринять скорейшие действия для решения вопроса.
Поддержка отрасли
15 марта 2022 г.
Отправлено письмо ОЛА в Банк России и Государственную Думу с предложением переноса срока отчетности лизинговых компаний в БКИ не ранее 2024 года
В целях формирования отраслевого мнения о необходимости подготовки обращения ОЛА в текущих экономических условиях в органы власти относительно переноса сроков отчетности в БКИ не ранее 2024 года, ОЛА провела опрос членов ОЛА. По результатам голосования большинство членов ОЛА поддержали инициативу (более 50 компаний) и попросили предпринять скорейшие действия для решения вопроса.
Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) обратилась в соответствующие органы с предложением в текущей экономической ситуации перенести срок отчетности лизинговых компаний в БКИ не ранее 2024 года.
Поддержка отрасли
4 марта 2022 г.
ОЛА сформировала ключевые зоны работы по поддержке лизинговой отрасли
В конце февраля ОЛА провела опрос руководителей лизинговых компаний о том, какие первоочередные меры поддержки отрасли следует предпринять. Все полученные предложения были рассмотрены на Совете ОЛА.
Определили, какие проблемы самые актуальные и требуют первоочередных мер.
По результатам опроса сформированы ключевые зоны работы:
-
финансирование и реструктуризация;
-
перенос отчетности по БКИ и обязательного использования машиночитаемых доверенностей;
-
отсрочка уплаты налога на прибыль и НДС;
-
исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам 44-ФЗ и 223-ФЗ;
-
субсидирование и другие.
По всем направлениям в ОЛА проведены обсуждения и сформированы письма в органы власти.